Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа - Страница 6 Первобытное общество

1980,  1986; Kozenkova, 1994; Шамба, 1972; Лорд-кипанидзе, 1979; Давудов, 1980; Джавахишвили,

1981,  1983, 1984). Завершает третий этап работа В. И. Марковина (Марковин, 1986), в которой систематизирован и типологизирован накопленный материал. Для четвертого этапа (конец XX в. — начало XXI в.) характерно сочетание двух направлений. С одной стороны, разобщенное изучение истории каждого региона и преобладание популяризаторских теорий, а с другой — появление новых материалов и подходов в осмыслении бронзовой антропоморфной пластики Кавказа как целостного явления.

Несмотря на то, что науке известно уже около тысячи бронзовых статуэток, происходящих с Кавказа, пристальное внимание и ожесточенные споры исследователей сосредоточены лишь на нескольких предметах. Уже вторую сотню лет не прекращается дискуссия о происхождении и интерпретации Казбекского клада, найденного в 1877 г. у станции Казбек в Грузии (Филимонов, 1879; Bayern, 1885; Chantre, 1885; Уварова, 1900. С. 139-155; Уварова, 1902. С. 11-19; Tallgren, 1930; Zakharov, 1933. P. 109-110; Алексеева, 1949; Амиранашвили, 1950; Кинжалов, 1955; Крупнов, 1960; Цитланадзе, 1963; 1976; Джавахишвили, 1981, 1983, 1984). Научный мир не мог поверить в тот факт, что уникальные предметы, выполненные в прекрасной технике, могли создать кавказские народы. Необычные сюжетные композиции вызвали неоднозначное отношение к кладу и различные его трактовки. Неординарность клада до сих пор оставляет открытым вопрос его интерпретации. Последние 30 лет к этой дискуссии прибавились споры о датировке статуэтки воина из Гигатля, найденной в 1971 г. в Дагестане (Давудов, 1980, 1991, 2000; Гаджиев, 1996, 1997, 2001; Горелик, 1987, 1993). Уникальность ситуации заключается в двух диаметрально противоположных датировках одного предмета на основании трактовки одних и тех же признаков. Одни исследователи датируют его временем скифских походов (VI-V вв. до н. э.), а другие — ранним Средневековьем (VI-X вв.). Сложившаяся ситуация наглядно иллюстрирует широкие возможности различных интерпретаций одной статуэтки.

Усложнение общественных связей и создание крупных объединений приводит к формированию особых форм верований, связанных с опосредованным общением через вещественные знаки с развитым планом выражения (Антонова, 1990. С. 26). Одним из таких знаков на Кавказе стала бронзовая антропоморфная пластика. Согласно исследованиям С. А. Токарева (Токарев, 1990. С. 50), к числу древнейших форм религии относятся: 1) тотемизм; 2) ведовство, вредоносные обряды; 3) знахарство; 4) эротические обряды; 5) погребальный культ. В период разложения общинно-родового строя к ним добавляются: 6) раннеплеменной культ (инициации); 7) промысловый культ; 8) семейно-родовой культ святынь и покровителей; 9) патриархальный семейно-родовой культ предков; 10) шаманизм; 11) нагуализм (культ личных духов-покровителей); 12) культ тайных союзов; 13) культ вождей; 14) культ племенного бога; 15) аграрные культы. Все земледельческие культуры проходят одинаковые ступени развития. С. А. Токарев использует термин «племенные культы» для обозначения всех верований и обрядов, возникших и бытующих в условиях первобытного родо-племенного строя и при его разложении — до образования национальных и государственных религий (Токарев, 1990. С. 24).

Племенные культы народов Кавказа получили широкий территориальный и хронологический охват, сохранив при этом общие элементы. Известно, что одни и те же обряды сохраняются с поразительным постоянством с отдаленнейших времен до новейшей эпохи. Но представления, связанные с этими обрядами, у разных народов на разных стадиях развития, отличаются (Токарев, 1990. С. 26). Поскольку религия — это социальное явление, которое показывает отношение общества к воображаемому сверхъестественному миру, в верованиях отражаются характерные формы общественных отношений. В родовом обществе в силу однородности социальной среды нет резко обособленных от общины специалистов по выполнению религиозных функций.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru