Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древняя бронзовая антропоморфная пластика Кавказа - Страница 9 Первобытное общество

Также я благодарна сотрудникам и хранителям коллекций антропоморфной пластики Кавказа в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Национальном музее Грузии, Государственном этнографическом музее Армении «Сардарапат»: А. П. Мошин-скому, А. А. Иерусалимской, Е. Е. Васильевой, Л. Н. Панцхава, СА. Погосян. Я чрезвычайно признательна В. Личели в Б. Гаспаряну, благодаря которым мои поездки на Кавказ были чрезвычайно плодотворными.

Огромную помощь в переводе научных статей с грузинского языка оказали С. Н. Балахван-цев и А. Н. Челаишвили, с армянского — Д. Э. Зар-дарян и АА. Габриелян.

Благодарю судьбу за встречу с людьми, не связанными с миром археологии, но оказавшими колоссальную поддержку в процессе написания этой работы — В. И. Ланкиным, В. Г. Клюевой, О. В. Хомяченко.

Ф



12

ГЛАВА 1.


История изучения антропоморфной пластики


Бронзовая антропоморфная пластика Кавказа привлекает внимание ученых уже второе столетие. Первые попытки ее изучения предпринимались вслед за первыми находками. В 1867 г. А. П. Ипполитову, который составлял свод этнографических сведений о Чечне, горцы Шароевского общества принесли металлические фигурки, изображавшие людей и животных. Чеченцы считали их «христианскими богами». В начале 1870-x гг. при строительстве дорог в Дагестане было разрушено несколько могильников, в которых были обнаружены бронзовые фигурки. В 1877 г. у станции Казбек был найден клад, получивший название «Казбекский». Большая часть клада представлена антропоморфными скульптурами, изображенными в столь ярких образах и композициях, что ученые всего мира взялись за их изучение. Г. Д. Филимонов, нашедший клад, относил его к «доисторической культуре» (Филимонов, 1878. С. 41). А. П. Ипполитов охарактеризовал статуэтки как «весьма грубое подражание божествам мифологии греческой» (Ипполитов, 1992. С. 49-52). П. И. Головинский предполагал, что статуэтки могли изготавливать мидийцы или осетины (Головинский, 1878). Ф. С. Байерн считал, что Казбекский клад могли создать только пришлые племена (Bayern, 1882). Ж. Мурье привел ближневосточные параллели известных ему находок (Mourier, 1887. P. 2831). И. И. Пантюхов предполагал, что на Кавказе были распространены малоазийские религиозные культы (Пантюхов, 1896. С. 1-7). А. С. Уваров проанализировал погребальный инвентарь Кобанского могильника, он подчеркнул, что «в человеческих изображениях выказывается наиболее неумелость литейщика или формовщика» (Уваров, 1887. С. 7). На основании выделенного им ассирийского влияния при отсутствии греческого он датировал могильник VIII—VI вв. до н. э. П. С. Уварова впервые опубликовала фотографии большинства известных статуэток в книге «Могильники Северного Кавказа» (Уварова, 1900).

В советские годы систематическое изучение Кавказа дало целый ряд не только случайных находок, но и находок в составе могильников, святилищ, курганов, кладов. Найденные фигурки постепенно вводились в научный оборот. Практически каждый исследователь, публиковавший единичные находки статуэток, старался их интерпретировать и связать с пантеоном известных по этнографическим данным языческих божеств. Изучение антропоморфной пластики Кавказа в XX в. связано с деятельностью многих видных кавказоведов. Среди них АА. Захаров, АА. Иессен, А.П. Круглов, Е. И. Крупнов, В. И. Козенкова, В. И. Марковин, Ш. Я. Амиранаш-вили, И. В. Мегрелидзе, О. М. Давудов, М. С. Гаджиев, В. Б. Виноградов, Е. Е. Кузьмина, Я. В. Доманский, В. Б. Блэк, А. П. Мошинский и др.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru