Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История изучения ремесленных производств населения Алтая - Страница 7 Первобытное общество

Интересные данные получены в первой половине 90х гг. А. И. Семёновым. Им был произведён ксилотомический анализ деревянных предметов из погребения гунносарматского времени в пещере Камтыттукем [Семёнов

А. И., 1995; Савин А. М., Семёнов А. И., 1997]. Исследователь отмечал, что фрагменты лука были изготовлены из тополя, а древки стрел - из тела взрослой березы. Данные сведения важны для изучения одной из первых стадий деревообработки - выбора и заготовки сырья.

Особое внимание следует уделить работам В. П. Мыльникова - основного специалиста в области древней деревообработки. В 1995 году им была защищена кандидатская диссертация по теме «Обработка дерева носителями пазы-рыкской культуры» [Мыльников В. П., 1995]. Материалы диссертационной работы исследователя в последующем обрели форму монографии с одноимённым названием [Мыльников В. П., 1999] (фото 2 цв. вкл.). Работа посвящена одной из важнейших и малоизученных на тот момент проблем в археологии - традициям обработки дерева. Впервые в полном объёме подробно рассматриваются все стороны этого сложного процесса от выбора материала до полного изготовления деревянного предмета. Освещаются вопросы сохранности деревянных изделий в археологических комплексах. Восстанавливается качественный и количественный состав инструментария. На основе систематизации материала по функциональному назначению исследователем определяются основные виды деревообрабатывающего произ-18

Водства, реконструируется технико-технологический цикл, выявляются традиции обработки древнего дерева. Как особый вид обработки дерева выделяется резьба.

Кроме того, в 90-е годы XX века В. П. Мыльниковым был опубликован целый ряд работ по древней деревообработке [Мыльников В. П., 1994; 1998а; 1998б; 1999; и др.]. В одной из них исследователь рассматривает вопросы, связанные с технико-технологическим процессом обработки древесины у населения плоскогорья Укок в раннем железном веке. А именно - звенья технологической цепочки: основные (рубка, сушка, раскалывание, грубая отсека, нанесение рисунка на рабочую поверхность, резьба, стружение, сверление) и дополнительные (лощение-заглаживание, приминание, уплотнение поверхности, гнутие). Работа была снабжена наглядным материалом в виде таблиц (классификация деревянного резного погребального инвентаря по функциональному назначению и классификация деревянных резных предметов по видам резьбы) и схемы, отражающей типы резьбы ножом по способу резанья [Мыльников В. П., 1994].

В другой работе В. П. Мыльниковым были рассмотрены погребальные сооружения и погребальные ложа, изготовленные из дерева. Автор привел типологию погребальных деревянных конструкций и рассмотрел технологические операции по сооружению этих конструкций. Его исследование было построено на широком круге археологических источников, территориально охватывающих Центральную и Среднюю Азию, Саяно-Алтай, Причерноморье и др. [Мыльников В. П., 1998б].

В контексте проблемы деревообработки у носителей пазырыкской культуры В. И. Молодиным и В. П. Мыльниковым были изучены материалы могильника Верх-Кальджин-2. Благодаря хорошей сохранности деревянных погребальных конструкций памятника стало возможным проведение

Технико-технологического анализа предметов. В работе освещены вопросы, связанные с причинами разницы в размерах и сложности устройства погребальных лож. Авторы связывают данное явление со сложной дифференциацией в пазырыкском обществе, из-за которой каждому члену иерархической лестницы в погребальном обряде полагался свой, достойный его заслуг и соответствующий положению в обществе канон пропорций. На основе комплексного анализа погребальных лож и погребальных сооружений из курганов плоскогорья Укок исследователи говорят о том, что технологическая традиция обработки материала и конструктивные особенности деревянных предметов памятника Верх-Кальджин-2 развивалась на местной основе. По их мнению, на завершающем этапе развития пазырыкской культуры ее носители испытали на себе незначительное влияние кара-кобинской деревообрабатывающей традиции, а также, возможно, раннегуннских элементов. В подтверждение всего сказанного В. И. Молодин и В. П. Мыльников приводят результаты сравнительно-исторических, сравнительно-типологических и технико-технологических изысканий. В заключении исследователи резюмируют, что в курганах 1-3 памятника Верх-Кальджин-2 погребены члены одной социальной группы, а разница в размерах и устройстве обусловлена погребальными канонами и влияниями технологических традиций иных (соседних) культурных сообществ [Молодин В. И., Мыльников В. П., 1999].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru