Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История металлопроизводства Южного Зауралья в эпоху бронзы Страница - 4

Некоторые сведения о характере литья можно получить и при изучении расположения концентрированных усадочных раковин, которые являются следствием объемной усадки металла при затвердевании и уменьшении линейных размеров отливки. Объемная усадка медных предметов достигает 2,1 % и проявляется в разных формах: в равномерном уменьшении размеров с образованием впадин, раковин, трещин; появлении полостей во внутренних частях изделий [Липницкий, Морозов, 1976, с. 335-336]. В чистой меди, кристаллизирующейся в узком температурном интервале, образуются в основном сосредоточенные усадочные раковины, располагающиеся в верхней, позднее застывающей части [Сучков, 1967, с. 8; Смирягин, 1956, с. 38]. Оловянные бронзы из-за большого температурного интервала затвердевания дают не концентрированную усадочную раковину, как в меди, а рассеянную усадочную пористость, распределенную по всему сечению отливки [Смирягин, 1956, с. 255]. Но и в этом случае скопление литейных пор фиксирует верхнюю часть отливки, кристаллизация которой происходила в последнюю очередь, т. е. вблизи литникового канала.

Каверны на поверхности металла обычно вызываются газами, содержащимися в парах воды, попадающей со стенок формы или из атмосферы [Роу1га, 2003, р. 17]. Некоторые нарушения в технологической цепочке (неправильный выбор формовочных смесей с малой податливостью формы, неравномерный прогрев створок или же ранняя выбивка отливки) являются причиной усадочного коробления корпуса орудий с искажением конфигурации отливок, их деформированием вдоль продольной оси. Коробление металла происходит под действием внутренних напряжений, вызванных неравномерной усадкой [Рындина, 1998, с. 13-14; Липницкий, Морозов, 1976, с. 335-337]. Оно часто сопровождается появлением холодных литейных трещин с прямолинейными краями при неравномерном охлаждении и упругих напряжениях. Другой вид литейного брака обусловлен наличием горячих усадочных трещин с рваными краями, возникающих при высоких температурах в результате большой скорости охлаждения в непрогретых холодных формах [Дегтярева и др., 2001, с. 38].

Литье в открытые односторонние формы практиковалось со времен энеолита и до средневековья включительно. Этот технологический прием фиксировался на самой форме — отсутствие литникового канала, через который расплавленный металл поступал в изложницу; на готовом металлическом изделии — наличие концентрированной усадочной раковины, неровная поверхность (рис. 3, 1) [Рындина и др., 1980, с. 161-162]. При осмотре изделий довольно часто удается установить материал, из которого были изготовлены матрицы. Зачастую в качестве сырья для форм использовали глину, камень, металл, дерево.

По характеру литого орнамента на орудиях труда — четкости линий и наличию рельефных бороздок — можно сделать заключение о том, что отливки получены в каменных литейных формах (рис. 3, 2, 3) [Генинг и др., 1992, рис. 185, 3, 4]. По данным Н. В. Рындиной, на изделиях, отлитых в жестких формах, прослеживается плавный переход от фона к рельефу ложнофилигранных нитей, причем зачастую поперечные полоски заходят на фон изделия, поскольку рука резчика иногда срывалась при нанесении орнамента [1963, с. 201-202]. Идеально ровные очертания, чистая поверхность металла орудий синташтинской культуры свидетельствуют об использовании преимущественно каменных литейных форм, что подтвердилось заключениями специалистов об употреблении форм из тальковых пород, обладающих высокой огнеупорностью (рис. 3, 4) [Генинг и др., 1992, рис. 184, 6; Дегтярева, Кузьминых, 2003, с. 305].

Рис. 3. Металлические изделия с характерными следами литья.

1 — усадочная раковина на тесле (Шамшинский клад); 2, 3 — наконечники стрел с литым орнаментом (мог. Синташтинский 2); 4 — тесло (мог. Синташтинский 2); 5 — средневековая лунница, отлитая по оттиску в глине; 6 — средневековая подвеска, отлитая по восковой модели; 7 — булавка, отлитая по восковой модели (Шамшинский клад); 8 — навершия кинжалов, долитые к рукоятям по утрачиваемым

Восковым моделям (Каракольский 2 клад).

На использование глиняной формы указывает неровная, бугристая поверхность металлических изделий с характерными затеками от следов пригара металла к створкам [Рындина, 1998, с. 14-15; Дегтярева и др., 2001, с. 38-45]. Подобные затеки имеют губчатый вид, состоят из глины и песка, пропитанных металлом. Довольно часто средневековые деревенские литейщики использовали готовые городские металлические украшения как штампы для негативов на глиняных литейных формах, при этом такие литые вещи получались грубыми (с псевдозернью, псевдосканью) и не передавали всего изящества филигранного рисунка (рис. 3, 5) [Рыбаков, 1948, рис. 25, 1].

В Древней Руси литье украшений осуществляли и в деревянные формы. Деревянная створка формы для литья бляшек была найдена в Новгороде в слое XIII в. Экспериментальное литье показало, что такие формы выдерживали многократную заливку металла. Незначительное обугливание удалось предотвратить нанесением на их стенки порошка мела или растительного масла (см. рис. 1, 6) [Рындина, 1963, с. 220, рис. 11, 1].

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru