Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Каменный век на территории Украины - Страница 10 Первобытное общество

В развитии ССК мы выделяем два основных периода: дошнуровой и шнуровой [Телегін, 1973, с. 123; Telegin, 1968, с. 73-74]. Это была развитая коневодческая культура. Сосуды украшены шнуровым орнаментом. При их изготовлении в тесто добавляли мелкотолченую ракушку. По этому и другим признакам Т. Г. Мовша [1961] впервые доказала синхронность ССК с этапом Bi Триполья. В Румынии первое появление ракушечной керамики (тип С) связывают с концом этапа А Кукутени [Dumitrescu, 1983, с. 116]. Сравнение керамики типа С из Дрегушены со среднестоговской показало, что она относится к раннему дошнуровому этапу ССК. Следовательно, шнуровой этап ССК синхронен с памятниками последующих фаз Кукутени-Триполья (Три-полье В2-С1; Кукутени АВ, В), т. е. датируется последней четвертью IV-первой четвертью III тыс. до н. э. Это подтверждается и находками в могильниках второго этапа ССК (Дереивка, Игрень) красноглиняных сосудов этапа В2 - Ci Триполья.

Среднестоговская культура развивалась до конца первой четверти III тыс. до н. э., затем она перерастает в ямную культуру.

В конце IV - начале III тыс. до н. э. в Поднепровье и в Крыму появляются памятники еще одной культуры. Их относят к нижнемихайловскому типу и к кемиобинской культуре [Археология УССР, 1985, Т. 1, с. 324-336]. Изучаются памятники этой ”нижнемихайловско-комиобинской культуры” (НМ/КО) в основном по погребениям, обычно курганным, но известны и поселения, например, в нижнем слое Михайловки на Днепре [Лагодовська, Шапошнико-Макаревич, 1962]. Керамика культуры своеобразна - миски, округлотелые горшки, амфоры темного цвета, слабоорнаментированные (известный шнур), с примесью в тесте {срупнотолченой ракушки. Носители НМ/КО достигли высокого совершенства в обработке камня при изготовлении гробниц. Они создали известные антропоморфные стелы Причерноморья. По составу теста (ракушка), обработке поверхностей сосудов (лощения) и их формам, а также орнаменту керамика нижнемихайловского типа находит ближайшие аналоги в описанных выше материалах культуры Чернавода I в Румынии.


В развитии культуры выделяют три основных этапа: ранний (I) ливен-повско-михайловский, средний (II) баратовский и поздний (III) кемиобин-осий. Памятники первого этапа синхронны со вторым периодом ССК: в нижнем слое Михайловки найдено значительное количество черепков второго (шнурового) этапа ССК. Баратовский этап по времени соответствует памятникам Усатого (Триполье С^9 так как в курганах Баратовки, Широкно в Побужье в погребениях этого типа обнаружены позднетрипольские статуэтки серезлиевского типа. Оба этапа, таким образом, датируются последней четвертью IV-первой половиной III тыс. до н. э. Поздний III этап НМ/КО относится ко второй половине III тыс. до н. э. и синхронен* позднеямному периоду. Для НМ/КО характерны курганные погребения, за ислючением, очевидно, раннего этапа. Плоские бескурганные могильники этого времени исследованы также у с. Волошское Днепропетровского района на о-ве Сур-ском [Даниленко, 1974, с. 44].

Из выяснения вопросов хронологии культур второго докурганного нео-энеолитического периода Северного Причерноморья и Нижнего Подунавья становятся - очевидными ряд фактов, в том числе: а) синхронность ССК с

Трипольем этапа ^i-Cl (Кукутени А, В);б)ранние памятники нижнемихайловского типа, как и культура Чернавода I, развивались одновременно в доусатовское время (конец IV - начало III тыс. до н. э.).

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru