Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Каменный век на территории Украины - Страница 12 Первобытное общество

Анализ материалов позволяет наметить ряд таких культурных контактов и связей в нео-энеолитическое время:

А)  в ранненеолитический период (первая половина V тыс. до н. э.) отмечаются несомненные факты диффузии элементов криш-старчевской культуры на Днестр и Южный Буг (импорты серолощенной керамики, земледелия, скотоводства и др.) к племенам досамчинского (критского) этапа буго-днестров-ской культуры. Влияние балканского неолита в Северное Причерноморье, несомненно, содействовало неолитизации юга Восточной Европы;

Б)  на ранних этапах нео-энеолитической эпохи (начало IV тыс. до н. э.) отмечается многовековая массовая миграция прекукутенского и кукутени-трипольского населения из Юго-Восточного Прикарпатья на Правобережье Украины. К концу нео-энеолитического периода (начало III тыс. до н. э.) трипольские племена достигли Днепра ь районе Канева и Киева. Уже в начале третьего энеолитического "ямного” периода позднетрипольские влияния распространились на юг-в Степное Причерноморье. Здесь трипольцы смешались с местным нижнемихайловско-кемиобинским населением и создали усатовскую культуру [Збенович, 1974» с. 250; Дергачев, 1980, с. 148];

В)  на ранних этапах второго ”кукутени-трипольского” периода началось также распространение культурных влияний в противоположном направлении, т. е. из Степного Причерноморья на Нижнее Подунавье и Южное Прикарпатье. Речь идет о появлении здесь около средины IV тыс. до н. э. могильника типа Дочия с окрашенными скорченными на спине погребениями,

Крупным Новоданиловским кремнем и крестовидными ("мариупольскими”) булавами [ GaraJanin, 1961; Dodd-Opritescu, 1973 ]. Известны и клады таких кремневых орудий (Ластва, Кладово и др.).

Позднее в конце кукутени-трипольского и в начале ямного времени (первая половина Штыс. до н. э.), эту (Новоданиловскую) линию развития в Нижнем Подунавье представляют погребения того же типа, но уже под курганами (Касимче). Новоданиловское население принесло на Балканы крестовидные каменные булавы и скипетры, в том числе конеголовые. Причины проникновения этих племен на запад объяснить трудно. Возможно, это вызвано потребностями обмена орудий из высококачественного донецкого кремня на изделия из меди. По мнению М. Гарашанина и Г. Тудоровой [1980, с. 70-71], степных кочевников влекла балканская медь;

Г)  одновременно с проникновением ранних новоданиловцев на Дунай и в Прикарпатье устанавливаются также тесные культурные контакты племен среднестоговской и кукутени-трипольской культур. Под влиянием первых в третьей четверти IV тыс. до н. э. на поселениях этапа Bj Триполья и этапов А4, АВ Кукутени появляется ракушечная керамика типа Кукутени С [Мовша,

1961; Dumitrescu, 1983; Dodd-Opritescu, 1978]. Следует отметить, что распространение здесь этой керамики относится еще ко времени до появления на исторической арене культуры нижнемихайловского типа. Керамика типа С, таким образом, сложилась под влиянием лишь среднестоговской культуры. На это указывает, кроме данных хронологии, также типологическое ее сходство с посудой раннего этапа ССК (Стрильчая Скеля-Дрегушени);

Д)  контакты носителей культуры нижнемихайловского типа с населением Нижнего Подунавья начались позже среднестоговских. Они развивались, видимо, несколько иным путем - через Степное Причерноморье, т. е. южнее, чем проходили контакты среднестоговцев и трипольцев. Мы говорим о появлении на Дунае культуры ЧернаводаІ. Румынские исследователи не без оснований видят в ней результат продвижения сюда носителей кижнемихай-ловско-кемиобинской культуры [Dumitrescu, 1983, с. 126]. На генетическую связь этих культур указывают общие черты в керамике нижнемихайловско-кемиобинской и Чернаводыі (чернолощенная, ракушечная, слабоорнамен-тированная, округлотелая, появление шнура и др.) [см.: Tudor, 1965, фиг. 1; Morinz, Roman, 1973, Abb. 1]. Продвижение племен раннего этапа НМ/КО и возникновение здесь культуры Чернавода I происходило еще до появления культуры Усатово-Фолтешти-Чернавода И. Оно носило, видимо, характер миграции. Распространение здесь носителей культуры Усатово-Фолтешти-Чернавода II составляло вторую волну. В это время здесь впервые появляются малые курганы с погребениями, окрашенными охрой. Очевидно, в это же время распространяются в Западном Причерноморье и Прикарпатье и антропоморфные стелы северопричерноморских типов;

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru