Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Курганные памятники Южного Зауралья Страница - 15 5-05-2014, 22:02 |

2. Изучение курганов с «усами» в Зауралье свидетельствует об отражении в конструкции этих объектов азимутов основных событий годового солнечного цикла. Следовательно, используя эти объекты, можно было считать или учитывать время. К сходному выводу на материалах Казахстана пришел Н. М. Бекбасаров. В его версии курганы с «усами» были своего рода астрономическими «приборами» и сооружались исключительно в астрономических целях [Бекбасаров, 1997; 1996]. Не можем полностью согласиться с такой формулировкой, исходя, во-первых, из общетеоретических соображений и авторских представлений о прямой включенности древней астрономии в мифо-ритуальную культуру, а во-вторых, из соображений практической целесообразности.

Для бытового (не ритуального) счета времени должны были существовать несложные и более удобные методы пригоризон-тной солнечной астрономии с использованием более «тонких» реперов. Эта проблема уже была оговорена для мегалитических обсерваторий Европы [Ruggles, 1996, р. 27], а факты таких наблюдений хорошо известны в этнографии, например, индоиранской [Рахимов, 1955, с. 82-83; Йеттмар, 1986, с. 144,161-162]. Типичный курган с «усами», на наш взгляд, не сколько служил прибором для ведения календаря, сколько выступает ритуальным объектом, сопряженным с календарной символикой, является своего рода «эмблематикой» календарной системы.

Данные уточнения, однако, не исключают возможности реконструировать некоторые аспекты счета времени по данным курганов с «усами». Одно из наиболее интересных, пожалуй, наблюдений здесь связано с выделением двух групп курганов, различающихся ориентацией оси симметрии «усов». По-видимому, мы имеем здесь два разных подхода к исчислению времени.

В конструкции курганов первой группы азимуты восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний не отражены. Зато восточная ориентировка оси симметрии конструкции соответствует азимуту восхода Солнца в день средний между солнцестояниями, т. е. около дня равноденствия. Даты равноденствий, вероятно, приняты и за опорные временные точки. Моделирование системы наблюдений восходов/заходов Солнца по основным азимутам конструкции курганов этого типа не позволило нам (по крайней мере, пока) выявить жесткую основу календаря. Однако, очевидно, что особая роль придавалась датам наблюдения восходов светила над окончаниями «усов». Интересную информацию в этом плане дал комплекс Городи-щенское IX. Здесь Солнце всходило над окончанием северного «уса» через 30 дней после даты весеннего равноденствия, а над окончанием южного «уса» — через 30 дней после осеннего равноденствия. Другие два восхода Солнца над окончаниями «усов» могли сигнализировать о приближении равноденствия за 37-39 дней. Близкая, но не столь четкая картина была выявлена при изучении азимутов Черкасинского кургана.

Следует отметить, что в большинстве этнических традиций начало/конец года, приуроченные к одному из переломных событий солярного цикла, были ознаменованы своеобразным разрывом календарного времени. У горных таджиков и в Гиндукуше после дня зимнего солнцестояния начинался особый период, называемый «чилла» или «чиля». Он длился 40 дней или чуть больше [Рахимов, 1955; Йеттмар, 1986, с. 273].

В курганах второй группы за счет небольшого (14°—19° в исследованных случаях) наклона оси к югу и индивидуального проектирования «усов» достигалось совмещение нескольких азимутов конструкции с азимутами восходов/заходов Солнца в переломных точках солярного цикла. Ведущее значение придавалось событиям солнцестояния — направления на точки восходов или заходов и летнего, и зимнего солнцестояния прослежены в конструкции всех курганов этой группы. Также всегда отмечались одно или два равноденствия. Конструкция таких курганов, в принципе, позволяла вести круглогодичный дробный счет времени — т. е. собственно календарь. Количество выделенных дат может быть неопределенно значительным (табл. 3; 4).

Н. М. Бекбасаров (указанные работы), однако, на основе казахстанских материалов пришел к выводу об отражении в конструкции курганов с «усами» идеи восьмимесячного солнечного календаря. Учитывая особенности годового жизненного цикла кочевника, в частности, тенденцию к оттоку населения северных окраин степей на юг зимой [Таиров, 1993], можно предположить, что курганы с «усами» Южного Зауралья были связаны, в первую очередь, с исчислением времени в весенне-летне-осенний период. Тем не менее, за начальную точку отсчета могло быть принято как летнее, так и зимнее солнцестояние. При наблюдении восхода Солнца в день летнего солнцестояния рабочим местом наблюдателя служило окончание южного «уса», и тогда идеологическое значение центрального кургана конструкции, вероятно, возрастало — над его вершиной садилось Солнце.

Итак, различия между двумя подходами к счету времени по данным конструкции курганов с «усами» можно представить в следующем виде. В одной системе исчисления (группа курганов с западно-восточной ориентацией оси) за начальную точку отсчета принимается день (дни) равноденствия, а основная задача, по-видимому, сводится к фиксации временных интервалов определенной длительности, прилежащих к дням равноденствия. Эти интервалы могли иметь значительный религиозный или социальный смысл13. Другая система исчисления (курганы со смещенной осью конструкции) связана с собственно календарным счетом времени; за отправные точки приняты даты солнцестояний; счет мог осуществляться круглогодично.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru