Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Курганные памятники Южного Зауралья Страница - 16 5-05-2014, 22:02 |

На данный момент трудно объяснить, почему создатели курганов с «усами» пользовались двумя разными вариантами или системами счета времени. Может быть, курганы двух выделенных нами подгрупп имеют хронологические различия, либо они связаны с разными этническими и культурными традициями. Однако объяснение этому можно искать и в сфере ритуала и даже экономики. Специфика традиционного отношения к категории «время» и способам исчисления времени [Зданович Д., 1998] делает возможным сосуществование нескольких календарных систем в рамках одной традиции. Неисследованными пока остаются вопросы количественного соотношения курганов выделенных подгрупп и их распределения в пространстве.

3. В конструкции некоторых курганов с «усами» заложены азимуты, соответствующие точкам восхода или захода «высокой» и «низкой» Луны в предельных положениях. В отличие от солнечных азимутов, эти направления не фиксируются системно и здесь трудно прийти к определенным выводам.

4. В конструкции курганов с «усами» также заложены угловые величины, отвечающие понятию «золотого сечения» (рис. 5; 6). Иногда (Амурский и Черкасинский курганы) такие величины характеризуют ориентировку объектов на господствующие точки ландшафта. Проблема пропорциональности, соразмерности частей курганов с «усами» и эталонов «красоты», заложенных в их конструкцию, требует дальнейшего исследования.

5. Отдельная проблема — датирование курганов с «усами» в системе абсолютной хронологии. Она существует также и для археологов. Археологические датировки трех курганов с «усами» Южного Зауралья представлены в табл. 2, кроме того, известно время сооружения кургана 14 могильника Кайнсай — УПЫХвв. [Боталов, 1998, с. 325]. Даты, полученные методами археоастрономии (табл. 2, левая колонка), как правило, моложе предлагаемых археологами дат на несколько столетий. Датирование курганов с «усами» археоастрономическими методами сталкивается с проблемой точности измерений (современных и древних), а также зависит от величины рефракции и высоты реального горизонта. Что считать восходом и заходом светила? Принимать за этот момент касание (появление, отрыв) нижнего или верхнего края диска? Все это, безусловно, может сильно снизить точность полученных дат. Но, исключая заведомо неадекватные даты (1500 и 3500 гг. до н. э.), мы можем, по крайней мере, с уверенностью указать на эпоху создания курганов — I тыс. н. э., а археоастрономическая дата Кондуровского кургана с «усами» — 460 г. н. э. — выглядит вполне достоверной и с точки зрения современной археологии. Полученные нами даты, таким образом, позволяют согласиться с возможностью датирования курганов с «усами» Южного Зауралья У-УШ вв. н. э. [Любчанский, 1998].

Можно предположить, что тенденция датировать казахстанские курганы с «усами» УП-Ш вв. до н. э. связана с существованием компонентных разновременных комплексов, когда к раннему «основному кургану-погребению» оказывается пристроенным курган-спутник с отходящими от него «усами»-гря-дами. К подобным выводам нас приводят, в частности, работы А. З. Бейсенова [Бейсенов, 1996]. Такие компонентные комплексы характеризуются как курганы с «усами» II типа. Собственно же курганы с «усами» (они же — курганы IVтипа), которые доминируют в Зауралье, не дают оснований для ранних датировок.

6. Создавая, как мы можем сегодня предположить, подобного рода компонентные объекты, ирано - и тюркоязычные группы У-УШ вв. н. э. стремились продемонстрировать свою причастность к предшествовавшей им традиции. В Южном Зауралье сходный идеологический аспект, по-видимому, имеют факты ориентации курганов с «усами» по астрономически значимым азимутам относительно развалин укрепленных городищ «Страны городов» эпохи бронзы и доминирующих точек ландшафта.

Т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курганные памятники Южного Зауралья — основная форма культовой архитектуры региона на протяжение тысячелетий — органично связаны с практикой и идеологией древней астрономии. Формы материализации астрономических знаний в курганных объектах изменялись исторически, находясь в зависимости от архитектуры и типа курганных сооружений, предназначения курганов и идеологии обрядов. Вместе с тем, тысячелетняя курганная традиция воплощает в себе преемственность астрономических знаний и отражает устойчивое развитие культуры астрономических наблюдений. Корни древней астрономической культуры в Урало-Казахстанском регионе, по-видимому, уходят еще в докурганную эпоху.

Сокращения

АО — Археологические открытия

КСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии

РА — Российская археология

СА — Советская археология

СЭ — Советская этнография

JIES — Journal of Indo-European Studies

БИБЛИОГРАФИЯ

Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982. — 252 с.

Бейсенов А. З. Некоторые вопросы изучения культово-ритуальных курганов с каменными грядами Казахстана на современном этапе // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб.: РГНФ, 1996. — С. 112-122.

Бейсенов А. З. Об астрономических исследованиях на курганах с каменными грядами // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы; М.: Гклым, 1998. С. 171-175.

Бекбасаров Н. М. Астрономическая ориентация кургана с «усами» (р. Сага) // Проблемы физики звезд и внегалактической астрономии. Алматы: Гылым, 1993. С. 207-231.

Бекбасаров Н. М. Астрономические аспекты курганов с «усами» // Археоастрономия: проблемы становления: Тез. докл. междунар. конф. М.: Ин-т археологии РАН, 1996.-С. 12-14.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru