Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Курганные памятники Южного Зауралья Страница - 8

Диаметр кургана 1 — 16-17 м, высота — до 0,3 м. После снятия насыпи обнажилась подкурганная площадка диаметром 8,5-9 м, в центре которой находилась крупная могильная яма 1 (рис. 3). В северо-восточном секторе раскопа прослежено канавообразное углубление неясного назначения, оно наруше-

Рис. З.

Могильник Чекатай, курган I. План-схема объекта, схема значимых астрономических азимутов; а — геометрический центр подкурганной площадки; б — возможное рабочее место наблюдателя; в — выкнды, развалы грунтовых конструкций; г — впускные погребения; д — керамические сосуды; е — скопления фрагментов керамики в насыпи

27

I_ но центральной ямой. В южном секторе в пределах околокур-ганного ровика выявлены три могильные ямы (№ 2, 3, 4). С юго-запада к подкурганной площадке примыкает комплекс сооружений, связанный с ямой 5. В насыпи кургана обнаружены впускные захоронения кремированных останков людей и животных (погребения 7, 8, 9, 10), одно из них (№ 10) совершено в сосуде.

Первый этап функционирования кургана характеризуется алакульской керамикой (южно-уральский вариант) и обрядом ингумации, второй этап — керамикой с алакульско-федоровс-кими признаками (такназываемая керамика амангельдинско-го типа). Сосуд из впускного погребения 10 — федоровский.

Площадка, обустроенная при яме 5, имеет трапециевидную форму с размерами 5,0x2,5-4,3 м, ориентирована в направлении СЗ-ЮВ. Площадка заглублена в землю. При ее сооружении срезан не только древний гумусный горизонт, но и 20-25 см материкового суглинка. При этом на большей части площадки обнажился слой мелкозернистого песка серого цвета. В СВ углу «ритуальной» площадки — выход на подкурганную площадку. С напольной стороны границы «ритуальной» площадки определяет дугообразный ров. В северной части площадки, на ее поперечной оси расположена яма 5 (рис. 4). Яма имеет квадратную форму со сторонами 1,6-1,65 м. Углы ориентированы по сторонам света. Пол заглублен в грунт на 15 см. С юго-запада углубление ямы 5 оконтурено неглубокой П - образной канавкой шириной 0,3-0,55 м. В заполнении канавки обнаружены керамическая крошка и обугленные растительные остатки. Определены фрагменты грубостебельных злаков (чий?) и

.


Рис.4.

Могильник Чекатай, курган 1, яма 5 (основание «ритуального домика»): а — скопление обожженных костей; б — накосник; в — угли


Конкреция смолы хвойного дерева1. Между канавкой и краем ямы оставлен бортик шириной 15-35 см. В бортике выявлены очертания трех столбовых ямок. Еще одна (?) ямка зафиксирована вблизи СЗ угла ямы 5.

Нужно отметить, что фиксация столбовых ямок сильно осложнялась трещинами и «карманами» в материке. Хорошо фиксировалась крупная столбовая ямка, расположенная на расстоянии около 0,5 м от восточной стенки сооружения по его оси. Вход в яму 5, по-видимому, располагался с западной стороны. Перед входом оставлен грунтовой подиум высотой около 15 см, оформленный в виде ступенек. Поверх очертаний ямы и в ее заполнении прослежены слои желтой глины2.

В функционировании комплекса ямы 5 выделено два этапа. На позднем этапе в полуразрушенном сооружении было совершено захоронение кремированных останков человека. При останках находились накосник, украшения и керамические сосуды амангельдинского типа. Ниже накосника были расчищены остатки обугленных прутьев лиственных деревьев, которые, вероятно, маркируют первичный пол ямы. Сосуды, связанные с первым этапом, алакульские.

Алакульские аналоги комплексу сооружений ямы 5 Чека-тая нам не известны. Нужно, однако, отметить некоторое конструктивное сходство этого комплекса объектов с так называемыми «ритуальными домиками» Синташтинского могильника (см.: [Генинг В., Зданович Г., Генинг В., 1992, с. 237-241, 328-330]). Представляется, что перед нами не столько собственно

1 Определения растительных остатков выполнены Л, Л. Гайдученко (ЧелГУ).

2 Глина имеет палеогеновые примазки и явно принесена со стороны. В районе могильника глина с такими примазками залегает на глубине не менее 2-2,5 м. Данные Ю. А. Лаврушина (Москва, Ин-т геологии РАН).

Погребальный объект, сколько объект в широком смысле культовый, функционально обладающий элементами «святилища» и при этом тесно связанный с погребально-поминальной обрядностью1.

Имеющихся данных недостаточно для подробной реконструкции архитектуры и обряда чекатайского «святилища». Ограничимся поэтому общими наблюдениями и версиями. По мнению В. Ф. Генинга, в «ритуальных домиках» Синташты могли совершаться обрядовые трапезы. Участники трапез восседали вдоль стенок сооружения вокруг центрального столба — «древа жизни» на уступах-сиденьях [Генинг В., Зданович Г., Генинг В., 1992, с. 241, 329]. Такой вариант реконструкции обряда не подходит для Чекатайского комплекса ввиду особенностей его конструкции. Здесь нет сидений-уступов, а ритуальный «столб-идол» (?) вынесен за пределы сооружения. Малоубедительно выглядит и статичный характер обряда в интерпретации В. Ф. Генинга.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru