Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Курганные памятники Южного Зауралья Страница - 9

Однако, судя по данным индоиранской этнографии, культовые сооружения могли иметь и другой «режим функционирования». Культовые постройки кафиров (Гиндукуш) квадратные, 1,5x1,5 м, высотой около 1,8 м. Нижняя часть построек имела вид фундамента из камней и глины, который был облицован срубом из деревянных брусьев. Верхняя часть сооружения — деревянная, с квадратной крышей. На святыню — камень, воплощающий божество, или деревянную статую бога — смотрели через окно или дверь. Иногда, как кажется, фунда-

1 Совершение — и на Чекатае, и на Синташте — погребений в разрушенных «святилищах», на наш взгляд, следует объяснять прежде всего желанием максимально использовать потенции «намоленного места».

Мент отсутствовал, но и в этом случае внутри помещения не проводилось религиозных процедур, и люди не могли в него входить [Робертсон, 1906, с. 83-84,92; Ра1уа1,1969-1970, р. 139-140; Йеттмар, 1986, с. 117-118]. Уникальный для Кафиристана по своим размерам храм Имры в Куштеки воплощал собой тот же принцип. Статуи богов можно было созерцать через отверстия в стенах, верующим позволялось входить в храм лишь несколько раз в год [Робертсон, 1906, с. 78-81; Йеттмар, 1986, с. 68-69]. Свои особенности имели святилища калашей [Йеттмар, 1986, с. 381]1.

Можно предположить, что чекатайское ритуальное сооружение точно так же не предназначалось для проведения обрядов в помещении и представлялось, в первую очередь, местом пребывания каких-то священных предметов или сверхъестественных сил. Обряд, который проходил снаружи, на открытом воздухе, должен был иметь свою динамику, движение, развитие. Вероятно, одним из основных элементов этого обряда был ритуальный обход «домика»2.

Детали архитектуры погребального комплекса трудно реконструировать ввиду плохой сохранности деревянных конструкций и разрушений, вызванных периодическим затоплением участка водами озера. Наземные конструкции были, по крайней мере частично, глинобитными. Скорее всего, основная глиняная стена длиной около 3 м располагалась с юга, между рвом и канавкой. Нельзя исключить наличия такой же сте-

1 Язык калаша относится к дардским языкам (архаическая группа индоарийской языковой общности).

2 Ритуальный обход, скорее всего, начинался с запада, с грунтового подиума. Затем участники обряда обходили «домик», подходили к «столбу-идолу» и, двигаясь на северо-восток, поднимались (по ступенькам?) на погребальную площадку.

Ны вдоль восточной стороны заглубления «домика». С севера глинобитная стена, безусловно, отсутствовала9. Наличие столбовых ямок может указывать и на существование деревянных стен. Однако бортик с остатками столбов, расчищенный между южным краем ямы 5 и канавкой, мог быть и частью ритуального объекта внутри «домика»10. Такая деревянная «стенка» зафиксирована в ритуальном сооружении Синташтинского большого грунтового могильника [Генинг В., Зданович Г., Ге-нинг В., 1992, с. 240, рис. 134]. Здесь можно вспомнить, что в святилищах калашей важнейшим объектом была резная доска, горизонтально укрепленная на каменном фундаменте при помощи столбов. «В каменном сооружении или в самой доске всегда есть отверстие. Через него забрасывают жертвоприношения. Очевидно, позади этого сооружения находится иной мир — мир богов» [Йеттмар, 1986, с. 381, рис. 14].

В. Ленцем была предпринята попытка реконструировать астрономические аспекты функционирования культовых сооружений Кафиристана (на примере храма Имры в Куштеки). По его мнению, сложная конструкция храма была обусловлена ка-фирским календарем. Двери и отверстия в стенах были размещены так, что во время наиболее важных праздников лучи Солнца падали на главные культовые объекты [Йеттмар, 1986, с. 69]. С другой стороны, сходные предположения были высказаны по поводу устройства синташтинских «ритуальных домиков» [Генинг В., Зданович Г., Генинг В., 1992, с. 240-241]. Нанашвзгляд,

Астрономический аспект имел и ритуальный комплекс Чекатая.

Расположение ритуального комплекса в юго-западном секторе кургана является, безусловно, привилегированным с точки зрения пригоризонтной астрономии, хотя интерпретацию азимутов затрудняет отсутствие хорошо выраженных визиров.

Приведем значения основных астрономических азимутов (табл. 1).

Таблица 1

Могильник Чекатай: азимуты восходов и заходов Солнца и Луны на эпоху 1500 г. до н. э.

Объект

Геодезический

Азимут

Комментарий

Солнце

48°57'

Восход в день летнего солнцестояния

31Г31

Заход в день летнего солнцестояния

134°09'

Восход в день зимнего солнцестояния

225°5Г

Заход в день зимнего солнцестояния

Луна

39°4Г

Восход «высокой» северной Луны

320° 19’

Заход «высокой» северной Луны

60°20'

Восход «низкой» северной Луны

299°40'

Заход «низкой» северной Луны

148°35'

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  • Www.istmira.ru