Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мустьерская стоянка Кетросы в контексте среднего палеолита - Страница 3 Первобытное общество

Напротив, система Ф. Борда, которую некоторые называют «устаревшей», дает вполне реальную возможность производить обоснованные подразделения каменных индустрий среднего палеолита во времени и пространстве. Приводимые в книге конкретные материалы наглядно демонстрируют, что бордовская методика, основанная на материалах Западной Европы, тем не менее, вполне применима, как для Восточной Европы, так и для куда более удаленных территорий. Будем надеяться, что разделы настоящей монографии, посвященные технико-морфологическому анализу материала и его методике, послужат для кого-то из современных палеолитоведов интересной и важной «информацией к размышлению».

Однако технико-морфологическая часть, при всей ее огромной важности, не исчерпывает содержания книги. Настоящей ее изюминкой являются заключительные главы, Во всех комплексах основного слоя стоянки Кетросы выявлены четкие жилые структуры при сооружении которых использовались крупные кости и бивни мамонта. Среднепалеолитические стоянки с остатками жилых структур из костей и бивней мамонта образуют небольшую серию, локализуемую в пределах небольшого района, в долинах Днестра и Прута. До сих пор их известно лишь четыре — Молодова I и V, Кетросы, Рипичени-Извор. Индустрии всех указанных памятников очень близки; небольшие отличия носят второстепенный характер. В совокупности они представляют собой уникальный культурный феномен среднего палеолита.

Данные о жилых структурах, полученные в ходе раскопок в Кетросах, хорошо дополняют немногочисленные источники о строительстве в мустьерское время жилищ с использованием многочисленных костей мамонта, которые были обнаружены ранее в Молодова (стоянки I и V) и на стоянке Рипичени-Извор. Рассмотрение этих памятников в едином контексте позволяет сделать вывод, что в пределах ограниченного региона на территории Пруто-Днестровского междуречья выявлена некая единая культурная традиция (культурное единство), носители которой широко использовали кости мамонта для строительства жилищ. Данный феномен следует признать уникальным в контексте среднего палеолита, причем в мировом масштабе. Судя по ряду показателей (разная сохранность костей, приуроченность поселения к обширной древней отмели на берегу Днестра и пр.), эти кости и бивни мамонта не являлись результатом удачных охот, а были собраны и отсортированы на берегу реки, непосредственно на отмели. Эти последние заключения Н. К. Анисюткина уже неоднократно излагались им в печати, однако сейчас они представлены в контексте более широкого комплексного морфолого-типологического и социоисторического анализа материала.

Существенно, что жилые структуры стоянки Кетросы, обнаруженные в прекрасно сохранившимся культурном слое, имели небольшие размеры, позволяя в предварительном плане представить самую мелкую социальную ячейку мустьерского общества. Это обстоятельство дало повод вернуться к идее Г. П. Григорьева о наличии в мустье парной семьи. С другой стороны, наличие жилых структур, при сооружении которых были использованы огромные бивни и крупные кости мамонта, явно указывает на существование между людьми достаточно прочных взаимных связей, позволявших им сообща проводить эту весьма сложную и трудоемкую работу.

Место стоянки в Кетросах было выбрано с учетом целого ряда факторов — в укромной боковой долине небольшого притока Днестра, с прекрасным обзором местности. Последнее позволяло людям, не привлекая к себе внимания, следить за осенними миграциями бизонов и лошадей, проходивших по речной пойме. Однако в это осеннее время по долине проносились холодные вихри, проникавшие даже в боковые долинки. Мустьерцы были вынуждены организовывать свое поселение с учетом этого фактора, строя достаточно сложные укрытия от ветра.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru