Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Население Казахстана от Эпохи Бронзы до Современности - Страница 10

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕРЕПОВ САКСКОГО ВРЕМЕНИ

(У! Ш вв. до н. э.)

В эпоху раннего железа в Казахстане была распространена культура сакских племен. Она условно может быть разделена на два периода — сакский (VII—IV вв. до н. э.) и усуньский (III в. до н. э.— IV в. н. э.). Саки и усуни составляют единую этно-культурную общность и являются носителями ее лишь в разные периоды существования сакских племен (Воеводский, Грязное, 1938; Бернштам, 1952; Толстов, 1960, 1963; Акишев, Кушаев, 1963). Поэтому целесообразно рассмотреть их в отдельности по периодам, чтобы иметь более четкое представление об изменении антропологического состава на разных этапах их расогенетического развития.

Памятники сакского времени представлены в основном курганными могильниками. По размерам насыпей /курганы сакской культуры чрезвычайно разнообразны, иногда они бывают в диаметре более 100 м и высотой около 20 м. Именно такими являются курганы могильника Бесшатыр в долине р. Или (Акишев, Кушаев, 1963).

Наиболее распространены курганы средних размеров, сложенные из камня, встречаются также с земляной или щебеночной насыпью.

Курганы сакского времени различны и по конструкции. В этой связи следует упомянуть так называемые курганы с каменными выкладками в виде «усов», которые широко распространены в Центральном Казахстане. Правда, эти своеобразные сооружения возводили и в усуньское время (Кадырбаев, 1959, 1962, 1966).

Изучение погребений племен сакского периода показало, что покойников хоронили в грунтовой яме (Центральный Казахстан) или в каменном ящике (Семиречье), нередко в срубе (Семиречье) в вытянутом положении, на спине, часто головой на запад, иногда на север и северо-запад. Погребальный инвентарь не очень богат, но достаточно выразителен. Это наконечники стрел, конские удила и некоторые предметы искусства в так называемом зверином стиле.

В целом племена сакской культуры Казахстана в хозяйственнокультурном отношении имеют много общего с синхронными племенами Южной Сибири, Алтая и Средней Азии.

Палеоантропологического материала сакского времени намного меньше, чем археологического. Черепа из бассейна р. Нуры (Центральный Казахстан) были изучены Г. Ф. Дебецом (1948), который считает, что они принадлежали представителям андроновского варианта. К ним следует отнести еще два мужских и два женских черепа из той же местности, описанные В. В. Гинзбургом (1956).

Несколько скелетов сакского времени имеются с территории Восточного Казахстана. Еще в 1910 г. В. И. Каменским были выявлены три мужских и один женский череп. По мнению Г. Ф. Дебеца (1948), для мужских черепов характерны андроновские черты, а для женского — некоторые монголоидные признаки. Эти черепа были изучены нами вновь, чтобы получить дополнительные измерительные данные по некоторым признакам, которые в свое время не вошли в программу Г. Ф. Дебеца.

Многолетние раскопки С. С. Черникова в Восточном Казахстане дали небольшое количество костяков сакского времени. Эти материалы (8 мужских и 6 женских черепов) были описаны В. В. Гинзбургом. Большую часть черепов он отнес к андроновскому типу, а на некоторых отметил незначительную примесь монголоидной расы. Аналогичные морфологические особенности имеют черепа, выявленные в северо-восточной части республики (Гинзбург, 1961 а, 1961 б, 1963). Этим исчерпываются опубликованные материалы по антропологии Казахстана сакского времени.

Новый палеоантропологический материал этого времени невелик — всего 19 черепов (13 мужских и 6 женских). Большая часть из них происходит из своеобразных памятников Центрального Казахстана — так называемых курганов с «усами* (Исмагулов, 1970). Изученные нами черепа были представлены К. А. Акишевым (1963) из Семиречья, Ф. X. Арслановой (1964) из Павлодарского Прииртышья и М. К. Кадырбаевым (1966) из Центрального Казахстана. К сожалению, сохранность доставленных ими костяков очень плохая. Только после реставрационных работ некоторые из них стали пригодны для антропологических исследований. Поэтому небезынтересно их индивидуальное описание.

Могильник Кзылауз 1, выявленный Семиреченской археологической экспедицией под руководством К. А. Акишева, распрложен на правом берету р. Или. Он датируется IV в. до н. э. Антропологический материал, полученный из него, малочислен, всего 4 черепа (2 мужских и 2 женских).

Курган 1, южная яма. Череп значительно поврежден (сломаны носовые косточки, разрушены орбиты и часть альвеолярной дуги), он принадлежал мужчине зрелого возраста. Мозговая коробка средних размеров, грацильная, эллипсоидной формы, долихокранного типа

(70,4). Лоб как по ширине (94), так и по степени наклона относится к средней категории. Надпереносье довольно сильно развито, надбровные дуги выражены средне. Лицо среднеширокое (134) и низкое (67), ортогнатное, среднепрофилированное в горизонтальной плоскости

(132,5), со среднеуглубленными клыковыми ямками. Нос, видимо, выступал сильно, так как корень его западает глубоко, грушевидное отверстие узкое (23), его нижний край антропинной формы. Орбиты средневысокие (33). Череп европеоидного типа.

Курган 4. Череп с нижней челюстью, плохой сохранности и реставрирован лишь частично. Он принадлежал мужчине, по-видимому, зрелого возраста. Мозговая коробка крупных размеров, массивная, с сильноразвитьгм рельефом, сфеноидной формы, брахикранного типа. Лоб очень широкий (109) и слабопокатый. Надпереносье и надбровные дуги выражены слабо. Лицо средней высоты (71) и ширины (135), резко профилированное в горизонтальной плоскости (123), с умеренно углубленными клыковыми ямками. Нос резко выступающий (40) и очень широкий. Нижний край грушевидного отверстия имеет пред-носовые ямки. Орбиты средневысокие, переходной формы. Череп европеоидный.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru