Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Население Казахстана от Эпохи Бронзы до Современности - Страница 3

Погребения этого времени представлены могильниками, которые состоят из одной или нескольких десятков могил, окруженных круглыми или прямоугольными оградками, сложенными из камня. Умерших укладывали в скорченном положении на левый бок, головой на запад или юго-запад. Встречаются и парные захоронения с покойниками, лежащими скорченно, лицом друг к другу. В могиле оказывался один или несколько ритуальных горшков, а рядом нередко находили медные бусы или бронзовый нож.

Глиняная посуда андроновцев покрыта сложным орнаментом из треугольников, ромбов, меандров и других геометрических фигур. Весь комплекс материалов свидетельствует о высоком хозяйственно-культурном уровне андроновских племен бронзового века Казахстана. '

Однако материалы этого периода долгое время оставались хро-

Т

Нологически не дифференцированы. Только в 1948 г. К. В. Сальников на основании тщательного анализа керамических изделий и обрядов захоронения удачно классифицировал памятники бронзового века Зауралья (Сальников, 1948). В своей монографии о древней истории Южного Урала К. В. Сальников (1967) разделил андроновскую культуру на три последовательно сменяющих друг друга этапа: федоровский (XVIII—XVI вв. до н. э.), алакульский (XV—XII вв. до н. э.) и замараевский (XII—VIII вв. до н. э.).

Позднее на те же периоды К. А. Акишев (1953) расчленил памятники андроновской культуры Центрального Казахстана, но замараевский этап заменил дандыбайским. Классификацию К. В. Сальникова А. М. Оразбаев (1958) позже распространил на памятники северной части Казахстана. При этом замараевский этап он выделил в самостоятельную культуру в Северном Казахстане. Несколько иную периодизацию бронзового века Центрального Казахстана предложили

А. X. Маргулаи и К. А. Акишев. На этой территории они выделяют две самостоятельные археологические культуры эпохи бронзы: андроновскую и бегазы-дандыбайскую. В свою очередь андроновская разделена ими на два этапа: раннеандроновский, названный нурин-ским, и позднеандроновский — атасуским. По мнению авторов, нурин-ский и атасуский этапы синхронны и в общих чертах близки по культуре федоровскому и алакульскому этапам Зауралья, а бегазы-данды-байская культура — карасунекой культуре Минусинской котловины (Маргулан, Акишев и др., 1966).

Дробное членение андроновской культуры в Восточном Казахстане дает в своей монографии С. С. Черников (1960). Исходя из особенностей развития прииртышских племен, он разделил весь период эпохи бронзы на четыре хронологических этапа:  1)  усть-буконьский

(XVIII—XVI вв. до н. э.), 2) нанайский (XVI—XII вв. до н. э.), 3) мало-красноярский (XII—X вв. до н. э.) и 4) трушниковский (X— VII вв. до н. э.).

Таким образом, все памятники этого времени разнятся не только по хронологическим этапам, но и этнографическим особенностям в зависимости от территорий их распространения. Следует заметить, что периодизация эпохи бронзы Казахстана окончательно еще не разработана и мнения по этому вопросу до сих пор расходятся. Нет единой точки зрения и в определении как начальной, так и конечной дат андроновской культуры. Но общие рамки андроновской культуры установлены в пределах XVII—VIII вв. до н. э.

Для понимания особенностей исторического развития племен эпохи бронзы в Казахстане не менее важным является изучение проблемы происхождения андроновской культуры. Большая часть ее памятников расположена на территории Казахстана, широко известны они и за его пределами. В настоящее время выяснено, что ареал этой культуры охватывает территорию от Урала на западе до Енисея на востоке и от городов Курган и Новосибирск на севере до Ферганской долины и Тянь-Шаня на юге. Такая огромная площадь расселения андроновцев не могла не вызвать среди исследователей интереса к появлению этих памятников. Вопрос о генезисе андроновской культуры неоднократно обсуждался, но до сих пор остается нерешенным. Нас интересуют лишь наиболее важные выводы по этой проблеме, которые можно было использовать при антропологической характеристике населения Казахстана того периода.

По вопросу о происхождении андроновской культуры одни исследователи ограничились лишь указанием на то, что Минусинская котловина была восточной периферией этой культуры (Теплоухов, 1929), другие предполагали, что она сложилась на базе афанасьевской культуры Минусинской котловины (Киселев, 1951). Позднее

С. В. Киселев (1957) склонился к западному происхождению андроновской культуры.

Иное мнение по этой проблеме у А. А. Формозова. Он считает андроновскую культуру результатом смешения нескольких энеолити-ческих культур: кельтеминарской, южноуральской и афанасьевской (Формозов, 1951). Концепция А. А. Формозова вызвала серьезные возражения у некоторых исследователей (Чернецов, 1953; Черников, 1960).

Весьма оригинальное предположение о генезисе андроновской культуры высказал К. В. Сальников. По его мнению, она формировалась на обширных просторах степной и лесостепной полосы Зауралья, Северного Казахстана и Западной Сибири (Сальников, 1967).

Интересна точка зрения по этому вопросу С. С. Черникова (1957, 1960). Он полагает, что андроновская культура возникла на основе развития неолитических племен северной полосы казахстанских степей и в качестве доказательства указывает на отсутствие резкой границы между культурой неолита и ранней эпохи бронзы и наличие некоторой преемственности в материальной культуре, главным образом в керамике, ее орнаменте, в каменных орудиях и т. д.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru