Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Население Казахстана от Эпохи Бронзы до Современности - Страница 9

При сопоставлении древнеказахстанцев с синхронным населением степной полосы Нижнего Поволжья оказывается, что по типу они родственны племенам срубной культуры. По ряду признаков они сближаются с племенами более ранней, древнеямной культуры. От черепов древнеямной культуры черепа срубной культуры отличаются резко выраженной мезокранией, относительно низким и узким лицом, значительно более прямым лбом, менее выступающим носом. В отличие от черепов срубной культуры рассматриваемая серия характеризуется более высоким черепным указателем, несколько более прямым лбом и менее выступающим носом. По остальным признакам их общее морфологическое сходство вполне очевидно.

Такое сходство антропологического типа населения Казахстана с населением Нижнего Поволжья в бронзовую эпоху указывает на их генетическую общность. Это подтверждают и археологические данные. Что касается черепов катакомбной культуры, то им свойственно несколько более профилированное лицо на уровне зиго-максиллярной точки, более высокий дакриальный указатель, очень сильновьгсту-пающий нос по сравнению с черепами андроновской культуры Казахстана. С древнеказахстанцами они менее сходны, чем с племенами срубной и древнеямной культур.

Наконец, средние размеры черепов андроновской культуры были сопоставлены со средними величинами черепов из могильника Кок-ча 3, относящихся к тазабагьябской культуре. В отличие от последних у черепов исследуемой серии мозговая коробка несколько ниже, наклон лба гораздо слабее, лицо значительно шире, ортогнатное, носовой указатель намного больше и орбиты несколько выше. Наиболее общим для них являются линейные размеры черепной коробки, верхняя высота лица, степень профилировакности в горизонтальной плоскости и высотные размеры переносья. Черепа андроновской культуры по основным морфологическим признакам обнаруживают близкое сходство с черепами тазабагъябской культуры, что, вероятно, объясняется общностью происхождения. У отдельных черепов из Кокча 3 Т. А. Трофимова отмечает некоторые своеобразные черты, которые не характерны для населения степной полосы эпохи бронзы. По ее мнению, эта особенность связана с индодравидоидным расовым типом (Трофимова, 1961). Такая примесь в антропологическом типе насельников Южной Акчадаринской дельты свидетельствует не только о сложных этногенетических процессах народов Средней Азии, но и вскрывает глубокие корни их этнической связи с древним Востоком. Несмотря на это, в целом черепа бронзового века Казахстана наиболее сходны с черепами тазабагъябской культуры.

Прежде чем говорить об итогах сопоставления групп по средним величинам, мы обратимся к общим индексам уплощенности лицевого скелета как важному показателю, основанному на таксономически высокой ценности признаках. Средний индекс уплощенности лица нами вычислен по методу Г. Ф. Дебеца (1961, 1968). По степени уплощенности лицевого скелета, сравниваемые группы распределяются в таком порядке:

Катакомбная культура степной полосы Нижнего Поволжья  —б,0±4,6

Культура крашеной керамики Туркмении (могильники Кара-тепе и Геоксюр)  1,0±3,8

Древнеямяая культура степной полосы Нижнего Поволжья  2,2±5,4

Афанасьевская культура Минусинской котловины  2,6±5,1

Срубная культура степной полосы Нижнего Поволжья  2,8±3,4

Афанасьевская культура Алтая  5,6±5,6

Тазабагъябская культура Хорезма (могильник Кокча 3)  12,5±5,7

Андроновская культура Казахстана  13,6±4,5

Андроновская культура Минусинской котловины  16,2±3.7

По общему показателю уплощенности лицевого скелета исследуемая серия очень близка к черепам из Кокча 3 и андроновской культуры Минусинской котловины. Наиболее значительно она отличается от черепов катакомбной культуры.

Эта разница настолько велика, что выходит за пределы трех сигм, чего не было при сопоставлении по средним величинам. По данному индексу черепа катакомбной культуры сильно разнятся даже с черепами древнеямной и срубной культур, несмотря на общность территории. В связи с этим кажется более вероятной гипотеза Г. Ф. Дебеца (1948) о распространении в южнороссийских степях катакомбной культуры в результате миграции извне. Независимо от решения этого вопроса обращают на себя внимание существенные различия в строении лицевого скелета населения катакомбной и андроновской культур.

Таким образом, после сопоставления расовых типов Казахстана и сопредельных областей не остается никаких сомнений, что население эпохи бронзы этой территории обладало ярко выраженными чертами большой европеоидной расы. Генетически оно имело много общего с населением Южной Сибири и Приаралья. Следует отметить и некоторую антропологическую близость между древнеказахстанскими племенами и племенами срубной и древнеямной культур Нижнего Поволжья. Судя по нашим материалам, андроновский компонент про-тоевропейской расы был значителен среди местных насельников Казахстана. Поэтому в течение длительного периода этнической истории Казахстана он был важнейшей основой в расогенетическом процессе местных племен. Вместе с тем надо сказать, что при внимательном рассмотрении всех черепов этой эпохи обнаружена антропологическая неоднородность древнеказахстанцев. Не исключено, что с накоплением палеоантропологического материала в их составе в дальнейшем можно будет выделить другие варианты протоезролейекой расы.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru