Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Новые материалы и методы археологического исследования - Страница 16 Первобытное общество

RensinkE., Kolen J., Spieksma A. Patterns of Raw Material Distribution in the Upper Pleistocene of Northwestern and Central Europe // Raw Material Economies Among Prehistoric Hunter-Gatherers. 1991.

А. В. Кандыба

Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск,

Arhkandyba@gmail. com

К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУР В ПАЛЕОЛИТЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПАМЯТНИКОВ ВЬЕТНАМА)

Важнейшими проблемами в палеолите Юго-Восточной Азии являются проблема формирования человека современного типа и изучение сопутствующих изменений в археологических культурах на транзитных территориях. Пещера Конмонг с ее культурными слоями представляет собой ключевой памятник для понимания биологической и культурной эволюции доисторического человека во Вьетнаме и, в целом, в Юго-Восточной Азии. Это подтверждается непрерывностью существования индустрий галечных орудий и антропологического материала, которые представлены во всех культурных комплексах Шонви, Хоабинь и Бакшон.

Изучение пещерных комплексов Конмонг и Манчин позволило проследить динамику развития каменных индустрий в течение перехода от позднего палеолита к раннему неолиту. До открытия пещеры Конмонг наиболее древние памятники, относящиеся к шонвинской культуре, были с поверхностным и/или смешанным залеганием артефактов. Также было известно мало хорошо стратифицированных памятников со слоями, сопоставимыми с хоабиньским периодом во Вьетнаме и, в целом, в Юго-Восточной Азии. Благодаря стратиграфии пещеры Конмонг было подтверждено появление шонвинского (поздний палеолит) культурного комплекса до индустрии Хоабинь и определена дальнейшая хроностратиграфическая последовательность развития археологических культур. Первый и второй культурные периоды (комплексы Шонви и Хоабинь) относятся к галечным индустриям. Галечные орудия типа чопперов и суматралитов встречаются в обоих комплексах. Период Хоабинь отмечается появлением в каменной индустрии характерных топоров так называемого хоабинского типа. Прямой переход от позднего палеолита к раннему неолиту происходил в пещере Конмонг без появления микролитических традиций. Все материалы и палеоэкологические признаки указывают на долговременное интенсивное заселение пещеры в тропических муссонных условиях во время перехода от плейстоцена к голоцену. Третий культурный период, представленный самыми верхними слоями с бакшонскими артефактами, соотносится с ранним неолитом и характеризуется появление шлифованных топоров и керамики. Данные, полученные при изучении пещеры Конмонг, демонстрируют существование археологических культур (Шонви, Хоабинь, Бакшон), которые отражают переход от палеолита к неолиту в период от середины 17000 тыс. лет до 10000 тыс. лет в северном Вьетнаме.

Новые открытия захоронений и человеческих костей, относящихся к австрало-меланезийскому фенотипу, в позднепалеолитических слоях демонстрируют, что ритуал захоронения людей с согнутыми в коленях ногами относится к периоду, более древнему, чем неолит. Остеологический материал из пещеры Манчин представлен в основном костями человека. Скопления человеческих костей, принадлежавших приблизительно девяти индивидам, являют собой небольшие, часто сильно обожженные, раздробленные остатки. Из целых экземпляров имеется только череп сапиентного вида. Все находки человеческих останков приурочены к нижней пачке слоя и образуют скопления, непохожие на захоронения. В качестве версии можно предположить присутствие ритуального каннибализма. Ориентировочный возраст данного местонахождения, определенный на основании корреляции каменной индустрии с культурными слоями пещеры Конмонг, 10-15 тыс. лет, что соответствует культурно-историческому диапазону позднего Шонви - раннего Хоабинь.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.