Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

От доклассовых обществ к раннеклассовым - Страница 10

Следующий исторический период, время «темных веков», или гомеровское — это, бесспорно, время, когда на территории Греции существовали общества, не знающие еще государственности2. Конечно, гомеровский период нельзя воспринимать как простое возвращение вспять, к тем примитивным общественным структурам, из которых в свое время выросла микенская цивилизация. Элементы регресса в греческой культуре того времени причудливо переплетались с рядом новых явлений. Важнейшим из них было широкое распространение железа и его очень быстрое внедрение в производство 3. Эта техническая революция имела далеко идущие последствия во всех сферах общественной жизни. Металл впервые стал дешев и широко доступен, а это в свою очередь оказало большое «демократизирующее» воздействие на само греческое общество. Возросли производственные возможности его наименьшей хозяйственной ячейки — патриархальной семьи. В экономическом отношении семья обособляется от рода и становится автономным ойкосом, экономически мало связанным с другими ойкосами.

Основной формой организации общества этого времени уже является полис, впервые появляющийся в стихах гомеровских поэм 4. Мы, естественно, отметим только те особенности полиса, которые важны для разбираемой проблемы. Обычный путь, по которому шло становление раннего полиса, — интеграция мелких первичных общин в более крупные, но общинные же образования. Этот синойкизм (как его называли греки) был симптомом внутренней консолидации той аморфной племенной общности, которая предшествовала новому полису на его территории. Возникновение полиса, как правило, было актом вынужденным, вызванным обычно внешней угрозой. Основу полиса составлял широкий слой свободного крестьянства. Хотя в это время существует уже аристократия, однако подлинного противостояния этих двух слоев еще не было. Как справедливо подчеркнул Ю. В. Андреев, сама аристократия в это время представляла лишь верхушечную часть демоса — прослойку наиболее зажиточных крестьян, наделенных известными привилегиями политического и религиозного характера. Основной причиной этого было то обстоятельство, что с экономической точки зрения и аристократический ойкос и семья рядового общинника (_«мужа из народа») были вполне однотипными образованиями. Различие между ними было не качественным (не в методах хозяйствования и не в источниках обогащения), а лишь количественным. Именно к этой эпохе относится сжатая характеристика Ф. Энгельса: «Мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию еще в полной силе, но, вместе с тем, уже и начало разрушения ее» 5. Исходя из всего вышеизложенного можно сделать первый вывод, который важен для решения поставленных в данной статье вопросов: самая ранняя форма полиса, возникшая на почве Греции, отнюдь не была формой государственной. Ранний, или гомеровский полис возникает и существует в эпоху доклассовую и догосударственную.

Важнейший этап в истории Греции и, соответственно, в эволюции древнегреческого полиса приходится на архаическую эпоху, охватывающую (ориентировочно) время с 800 до 500 г. до н. э. Основное содержание этой эпохи, с точки зрения исследуемой проблемы, заключается в том, что различия между рядовым гражданством полиса и аристократией все более углубляются и в некоторых наиболее развитых полисах, таких, как, например, Афины накануне реформ Солона, приобретают черты классового противостояния. Вследствие состояния источников исследуемый процесс наиболее изучен в Афинах. Поэтому мы, естественно, будем обращаться в первую очередь к афинскому примеру, не забывая при этом, что Афины — это только частный случай, во многом близкие явления наблюдались и в других частях Греции.

Внимательный анализ источников показывает, что в сущности вся греческая традиция (главным образом сообщения Аристотеля в «Афинской политии» и Плутарха в биографии Солона) базируется на стихотворениях самого Солона, которые, правда, обладают значительной достоверностью 6. Дополнительно могут быть привлечены и немногочисленные фрагменты самих законов Солона 7. Анализ этих свидетельств приводит подавляющее большинство современных исследователей к выводу о том, что на протяжении VII в. до н. э. положение аттического крестьянства резко ухудшилось. В значительной мере это было связано с теми общими экономическими и социальными изменениями, которые были характерны для Греции того времени. Начиная с VIII в. до н. э. резко убыстряется развитие древнегреческого общества. Развитие ремесла, внутреннего и международного обмена, становление города, наконец, появление монеты — наиболее бросающиеся в глаза симптомы новой эпохи. Самым активным участником этого процесса стала и традиционная землевладельческая аристократия Греции. Ознакомившись с образом жизни господствующих слоев Востока, получив вкус к роскоши, познав силу богатства, знать, ранее мало отличавшаяся от рядового крестьянства, теперь стремится изменить ситуацию. Вызывавшие негодование Солона алчность, жадность (хёрбо^, лХеоге^кх) стали теперь характерными чертами социальной психологии аристократии. Арстократия жадно стремилась к богатству, которое обеспечивало бы ей «аристократический образ жизни», в силу этого она активно участвует в колонизации, заморской торговле и т. д. Однако, например, заморская торговля возможна только тогда, когда достигнута определенная степень концентрации избыточного продукта. Как показал Ч. Старр, неправильным является мнение, что в VIII в. до н. э. объектами торговли были только предметы роскоши. Хотя они всегда сохраняли достаточно важное значение, все же уже с VIII в. до н. э. в торговый оборот включаются обычные товары (ткани, шерсть, мрамор, дерево, металлы, керамика, рыба и т. д.) и их роль постепенно возрастает. Принципиальное значение имел тот факт, что в сферу обмена включаются продукты сельскохозяйственного производства, что привело к резкому росту объема товарного обмена и изменению самого его характера 8.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru