Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

От доклассовых обществ к раннеклассовым - Страница 2

Придавая важное мировоззренческое значение работе Л. Г. Моргана, учитывая высокую оценку ее К. Марксом, чувствуя «обязанность по отношению к Марксу», Ф. Энгельс в конце марта 1884 г. приступил к написанию своего труда. Он хорошо понимал, и об этом писал в письмах, что «резюмировать такую богатую содержанием книгу. . . дело не шуточное», что эта работа «должна быть серьезно обработана, тщательно взвешена и обдумана», что работу Л. Г. Моргана следует вместе с тем критически истолковать, «использовав вновь достигнутые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами» 10. В своей работе Ф. Энгельс использовал многочисленные замечания и положения К. Маркса, содержащиеся в его конспекте труда Л. Г. Моргана. Кроме того, Ф. Энгельс опирался на собственные исследования по истории общественных институтов кельтов Ирландии и Уэльса, а также древних германцев. Исторические разделы Л. Г. Моргана о Греции и Риме Ф. Энгельс также дополнил своими данными и научными разработками.

Труд Энгельса вызвал большой интерес и вскоре был переведен на ряд европейских языков. Работа Ф. Энгельса неоднократно переиздавалась. Однако Ф. Энгельс каждый раз не ограничивался простым переизданием книги. В предисловии к новому четвертому изданию Ф. Энгельс указывал на необходимость сделать «тщательные исправления и дополнения» п. При подготовке нового издания своего труда Ф. Энгельс, по его словам, «должен был вновь пересмотреть всю вышедшую за восемь лет литературу по данному вопросу и квинтэссенцию всего этого использовать в книге» 12. Им были критически использованы данные и результаты исследований ряда видных ученых — историков, этнографов и юристов (И. Я. Бахофена, Д. Ф. Мак-Леннана, Г. Л. Маурера, М. М. Ковалевского и др.). При подготовке этого издания своего труда Ф. Энгельс интересуется последней работой Л. Г. Моргана «Дома и домашняя жизнь американских индейцев» 13. Об исключительной требовательности к себе при подготовке четвертого издания свидетельствует, в частности, письмо Ф. Энгельса к дочери К. Маркса — Лауре Лафарг. Во избежание возможной ошибки, он просит ее найти в книге Бахофена ссылку, подтверждающую сделанное им открытие. В свою очередь Ф. Энгельс бескомпромиссно защищает сделанное Л. Г. Морганом открытие, которое некоторые авторы, как, например, Жиро-Тёлон «ловко присваивают себе» 14. В то время как, подчеркивает Ф. Энгельс, «речь здесь идет о таком открытии, которое революционизировало всю науку о первобытном обществе» 15. Подготавливая четвертое издание своего труда, Ф. Энгельс помещает в нем предисловие, опубликованное до этого в виде отдельной статьи под заголовком «К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган)»16. Кроме нового предисловия к работе, Ф. Энгельс вносит в нее большие изменения, в частности во вторую главу, посвященную семье, а также и в последующий текст.

Книга Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» явилась не только сводкой передовых воззрений на первобытное общество, достигнутых исторической наукой в XIX в. Ф. Энгельс по-новому разработал ряд важнейших проблем теории общества и его истории, в частности материалистической концепции первобытного общества. Это позволило ему внести существенные коррективы в такое программное произведение марксизма, как «Манифест Коммунистической партии». В труде Ф. Энгельса получили материалистическое истолкование такие проблемы, как историческое развитие разделения труда, формы порабощения трех великих эпох цивилизации, происхождение, сущность и структура государства и, естественно, особое место уделено созданию целостной концепции первобытной истории.

Исключительно важно непреходящее теоретико-познавательное и методологическое значение труда Ф. Энгельса. Своей методологической и теоретической направленностью он мобилизует философов, ученых частных наук, занимающихся проблемами первобытной истории, на дальнейшую более углубленную разработку ее диалектико-материалистических основ. В соответствии с материалистическим пониманием истории Ф. Энгельс провозгласил положение о том, что «определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни» 17. Это положение впоследствии не только не было должным образом понято, а даже было расценено как ошибочное. Лишь в последние годы проблема соотношения производства и воспроизводства привлекла к себе внимание 18. Это способствовало более углубленному осмыслению и раскрытию закономерностей исторического процесса и истории первобытного общества, в частности. Важное методологическое и теоретическое значение для философского и частно-научного познания имеет блестяще примененный Ф. Энгельсом принцип научного историзма. Если у Л. Г. Моргана историзм целиком ограничивается рамками конкретно-исторической эмпирии, то у Ф. Энгельса принцип историзма в равной мере находит свое приложение как к исследуемому историческому процессу, так и его историческому познанию. Историческую конкретность произведению Ф. Энгельса придают не только исследуемые факты, а метод, применяемый Ф. Энгельсом для их анализа и интерпретации, завершающийся открытием закономерностей исторического процесса. И это в равной мере касается как прогресса в производстве средств к жизни, так и истории семьи, возникновения и развития частной собственности, классов и государства.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru