Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Палеолит Верхнего Поднепровья - Страница 9 Первобытное общество

Глава 1

ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ПАЛЕОЛИТА ВЕРХНЕГО ПОНЕПРОВЬЯ

Чтобы анализировать историю изучения различных сторон древнекаменного века Верхнего Поднепровья, необходимо четко представлять процесс эволюции, истории археологической науки в России и в мире. В настоящее время имеется несколько вариантов периодизации истории советской - российской археологии. Свои варианты предлагали В. Ф. Генинг, А. Д. Пряхин, Г. С. Лебедев,23 ряд соображений на данную тему высказывал А. А. Формозов.24 Однако имеющиеся схемы периодизации, во-первых, слишком обобщены. С одной стороны, исследования каменного века имеют свою специфику в хронологическом плане. Недаром среди археологов бытует поговорка «палеолитоведение - наука в науке». С другой стороны, имеется региональная специфика истории науки, бесспорно накладывающая на периодизацию свой отпечаток. Автор согласен с тем, что исторический процесс в России проложил определенные рубежи в истории отечественной археологии, но проходят некоторые из них не по столь традиционным датам, как, например, 1917 год.

Еще в XIX столетии в России возникла провинциальная археология, превратившаяся в начале советского периода в составляющую краеведческого движения. Движение это, испытавшее подъем в 1920-х гг. и ликвидированное в 1930-х гг. регулярно контактировало и сотрудничало с академической наукой. Благодаря такому сотрудничеству и были открыты и частично исследованы в Верхнем Поднепровье многие памятники эпохи палеолита. Изначальные же предпосылки этих открытий лежат еще глубже в российской истории.

1. Начало изучения палеолита в Верхнем Поднепровье

С давних пор людей привлекали необычные предметы, которые на Руси именовали «перунами» или «громовыми стрелками». Рукописный «Травник» XVII-XVIII вв. рекомендовал «вставить Перун-камень в перстень и носить на руке - от всякого видимого и невидимого злодея сохранен будешь... Того же камня демоны боятся, а носящий его не убоится напасти и боли и одолеет супротивников своих».25 Фольклорист и историк XIX в. А. Н. Афанасьев26 приводит предание, согласно которому пущенная богом Перуном стрела поражает тех, в кого была направлена и производит пожары. Белорусские крестьяне убеждены, что на месте произведенного ударом молнии пожара, да и вообще после грозы можно находить чудесную стрелку. По поверью, эти громовые стрелы, ниспадая из туч, входят далеко вглубь земли; а через три или семь лет возвращаются на ее поверхность в виде черного или темно-серого продолговатого камешка. Из «громови-ков» «знающие люди» делали амулеты. Однако никакая «громовая стрела» не привлекала такого внимания, как огромные кости, находимые в оврагах, при рытье погребов и глинокопных ям, и по обрывам рек. Народная молва приписывала их «волотам» - допотопным великанам и богатырям. Находки вызывали любопытство и у представителей находившейся на этапе становления российской науки.

То, что самые крупные ископаемые кости принадлежат вымершим слонам, установил В. Н.Татищев, впервые в истории российской науки писавший в XVIII в. о звере-мамонте: «По разным местам видел разныя кости оного зверя, то есть зубы коренныя, ребра, голени, позвонки и протчее, все гнилые, великостию не все равны. Каковых костей яко в Русии, тако и в протчих европейских странах в земли довольно находится.».27 Немало таких находок встречалось в пределах водосбора Верхнего Днепра и Десны.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru