Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Пифагор - Страница 12

Музыка сфер

Пифагорова теория музыки достигла даже небес. Пифагор разделял представление о сферичности мироздания и при этом первым назвал Вселенную «космосом».

В те времена помимо Земли, Луны и Солнца были известны только Меркурий, Ве-стояние планет от центра увеличивается, а вращение планет ускоряется, звук становится выше. Именно так Пифагор представлял себе музыку, которая звучит по всей Вселенной.

Нера, Марс, Юпитер и Сатурн. Но еще Пифагор предположил существование «анти-Земли» и при этом выделял 10 небесных сфер. Разумеется, это утверждение было тогда чисто теоретическим: число «10» для него символизировало гармонию Вселенной. Позже он увлекся идеей «музыки сфер», стремясь связать консонантные (гармонические) звуки с планетарными сферами.

Он исходил из того, что интервал в пространстве между планетами — тот же, что и шкала высоты музыкального звука. Каждая планета, двигаясь с постоянной скоростью, проходит определенное расстояние, создавая звук. По мере того как рас


О влиянии музыки на человека с древности было хорошо известно многим ученым, однако на связь музыки и чисел первым указал именно Пифагор.

Оздоровительный эффект песнопений

Согласно Ямвлиху, Пифагор утверждал, что «музыка очень благотворно действует на здоровье, если заниматься ею подобаю-С щим образом». Поэтому пифагорейцы, «отходя ко сну,... очищали разум от дневного смятения и шума определенными песнями и особого рода мелодиями и этим обеспечивали себе спокойный сон с немногими и приятными сновидениями». Однажды Пифагору удалось унять гнев пьяного разбуянившегося юноши просто тем, что он велел флейтисту сыграть торжественную мелодию.


Тем самым философ не только открыл целый ряд музыкальных эффектов, но и нашел им практическое применение в учебе и медицине.

‘РНУХОШЛ5 <¦

На гравюре XV века изображен Пифагор, вместе с учениками проводящий эксперименты. Пифагорейцы открыли, что гармоничные звуки могут производить кузнечные молоты (вверху слева), большие и малые колокола и чаши с водой (вверху справа), флейты и дудки (внизу справа) и натянутые с различной силой с помощью гирек струны (внизу слева).

ЕЯ

Исторические параллели

Загадка Пифагора

I


У истоков современной европейской культуры лежит культура античности. Одним из ее основоположников является Пифагор. И его современники, и потомки пытались разгадать его тайны. Кое-что добиться удалось, но вопросов от этого меньше не становится.

?-

Диалектика огня

Гераклит Эфесский (VI—V века до н. э.)

Гераклит, философ из Эфеса, в конце VI века до н. э. выступил с едкими нападками на Пифагора. Он писал: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за собственную мудрость многознание и мошенничество». Тем самым, на взгляд Гераклита, Пифагор, скопив большой запас знаний, не был оригинальным мыслителем, а лишь стремился показать себя таким. Поэтому «многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором».


Имея в виду пифагорейское братство, Гераклит высказался недвусмысленно:

«Пифагор — предводитель мошенников».

Суть философии Гераклита выражает формула «все течет, все изменяется».


В основе мира, по его мнению, лежит вечный и несотворимый огонь, управляемый логосом — мировым законом, организующим все и вся, соединяющим противоположные начала.

Труды философа не дошли до наших дней, и потому судить о них приходится по цитатам и изложениям более поздних авторов. Многие из них называют Гераклита «Темным»: он сознательно выражал свои мысли не вполне отчетливо. Мотивы, лежавшие в основе такого построения его работ, остаются неясными. Источники рисуют Гераклита весьма высокомерным человеком, привыкшим выражать свои мысли резко и открыто — в отличие от его произведений. Под его горячую руку попал не только Пифагор: «Гомер стоил того, чтобы его выгнали с состязаний и высекли, да и Архилоха тоже».

Гераклит оставил после себя немало ярких афоризмов, например: «Путь вверх-вниз — один и тот же»; «собаки на того и лают, кого они не знают»;

«сопряжения: целое и нецелое, сходящееся — расходящееся, созвучное — несозвучное, из всего — одно; из одного — все»; «бессмертные смертны, смертные бессмертны, живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают»; «не будем наобум гадать о величайшем»; «если они боги, зачем вы их оплакиваете?»

Пифагор

II


КАРТА ЛИЧНЫХ СВЯЗЕЙ

Ученики

Испытавшие влияние

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  • Www.istmira.ru