Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Пифагор - Страница 13

Писавшие о Пифагоре

—¦

Современники

Милетский натурфилософ. По одной из версий, был учителем Пифагора.

Тиран Самоса, значительно усиливший мощь своего полиса. В юности Пифагор был с ним в хороших отношениях.

Немецкий астроном, открывший носящие его имя законы движения планет. Увлеченный идеей Пифагора, занимался исследованием «музыки сфер».

Греческий философ, ученик Платона. В своих многочисленных трудах он многократно приводит точки зрения пифагорейцев по самым разным вопросам.

Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Будучи школьником, Эйнштейн нашел новое доказательство теоремы Пифагора.

Греческий математик.

Его труд «Начала» заложил основы геометрии как


Выдающийся художник эпохи Возрождения. Он также совершил целый ряд открытий в области естествознания.


^ О людях, чьи имена выделены серым фоном, в этом разделе рассказано подробнее.

Отец истории

Геродот (около 484 — около 425 до н. э.)

Геродот родился в Галикарнасе, в юго-восточной части Малой Азии. Его перу принадлежит знаменитая девятитомная «История». В ней Геродот использовал сведения, собранные им во время путешествий по многим странам, и подробно описал историю, географию и культурные традиции стран Восточного Средиземноморья, особенно родной Греции и Персидской державы Ахеменидов.


К моменту рождения Геродота Пифагор уже умер и стал героем легенд. Не удивительно, что все написанное историком о Пифагоре основано на мифах и тем или иным образом связано с его загадочной смертью. Во II томе «Истории» Геродот рассказывает о людях, веривших в переселение душ, и здесь явно чувствуется намек на Пифагора: «А еще египтяне первыми высказали вот какое учение: душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется в другое животное, которое в этот самый момент рождается... Некоторые эллины — одни раньше, другие позже — высказывали это учение как свое собственное. Имена их я хоть знаю, но не пишу».

В IV томе «Истории» рядом с Пифагором возникает загадочная фигура некоего Залмоксиса. Сначала он был рабом Пифагора, но затем, обретя свободу, вернулся в родную Фракию и там добился того, что его стали почитать как бога. Однажды он будто бы, подготовив подземную комнату, как в свое время Пифагор, исчез там на три года. Фракийцы сочли его умершим и были поражены, увидев его живым и здоровым. Залмоксис как раз проповедовал учение о переселении душ.

Геродот высказался об этой истории осторожно: он не склонен был ей верить, хотя и не собирался отрицать ее наотрез.

Исторические параллели

Афинский любомудр

II


Сократ (470—399 до н. э.)


Афинянин Сократ — один из великих философов, не написавших ни строчки. Все, что о нем известно, дошло в работах его учеников — прежде всего, Платона и Ксенофонта. Мы не располагаем фактами, которые могли бы прямо доказать знакомство Сократа с философией Пифагора, но целый ряд деталей позволяет заключить, что он испытал серьезное влияние пифагорейцев. В частности, Сократ, как и Пифагор, верил в переселение душ и необходимость очищения души, без чего она может после смерти вселиться в тело зверя — например, волка.

Более того, совместными усилиями Пифагора и Сократа слово «философ» стало универсальным во всем мире. Пифагор был первым, кто стал употреблять это слово. Однажды он сказал:

«Я — не мудрец. Я — любитель мудрости (философ)». Сократ жил в полном соответствии с истинным значением этого слова и благодаря этому получил широкую известность.

«Любовь — это желание лучшего. Глупец даже не осознает, что ему не хватает знаний, поэтому ничего не хочет. Любовь к знаниям означает их недостаток у человека и признание в своей слепоте», — говорил Сократ. Из этого следовал его знаменитый афоризм: «Я знаю, что ничего не знаю».

Примерно через столетие после смерти Пифагора Сократ был казнен за пагубное влияние на афинскую молодежь. Его ученик Платон выдвинул впоследствии теорию идей, в которой гармонично сочетались представления Сократа и Пифагора.


Последний великий пифагореец

Архит Тарентский (около 428—365 до н. э.)

Платон испытал сильное влияние пифагорейской школы. Весьма повлияло на него общение с Архитом. После гибели своего наставника Сократа Платон, по дороге в Сицилию заехав в Тарент, познакомился там с Архитом и стал учиться у него математике. Тарентский же ученый изучал ее у пифагорейцев, учеников самого Пифагора.

Город Тарент, построенный спартанцами, находился под властью аристократии и в V веке до н. э. переживал бурный экономический рост. Это был почти единственный полис Великой Греции, где пифагорейцы сохранили свое влияние, и математик Архит играл здесь видную роль.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru