Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Пифагор - Страница 7

Тайное общество

На основе училища возникло тайное общество, чем дальше, тем больше приобретавшее черты тоталитарной религиозной секты. Члены братства должны были бросить свои семьи (или всей семьей вступить в него!), отдать свое имущество на благо общины (реально — ее главе!) и посвятить жизнь учителю — Пифагору.

Имущество полагалось отдавать уже на стадии «слу-шательства». Если же кто-то желал покинуть училище, то ему возвращалось имущество в двойном размере, после чего пифагорейцы насыпали в его «честь» могильный холм и в дальнейшем, встречаясь с ним на улицах, не желали замечать отступника и говорили о нем как об умершем.

Тем самым мудрец из Самоса, начавший с того, что провозгласил древние этические принципы, и обучавший учеников философии и математике, создал мощную организа-

Частная жизнь

ПЕРВЫЙ ВЕГЕТАРИАНЕЦ

Практиковавшиеся в пифагорейском братстве строгие ограничения распространялись и на пищу. Пифагор, веривший в переселение душ, запретил употребление мяса: ведь человеческие души могли перевоплощаться и в животных. Таким образом, поедание животных сближалось с убийством, а потому и охота среди членов братства была строго запрещена. Когда Пифагор доказал свою знаменитую теорему, он принес в жертву статуэтку, испеченную из пшеничной муки.

Так что же обычно ели члены братства? Их рацион был очень прост и состоял из овощей, зерна и воды. Завтракали они куском хлеба с медом или пчелиными сотами. Овощи предписывалось есть сырыми, и было строго-настрого запрещено крошить хлеб на кусочки. Сам Пифагор всю жизнь ел пшеничный хлеб, травы, сушеные фиги, оливки и сыр и, как говорят, очень любил салат-латук.

Один овощ — а именно бобы — Пифагор не любил, и членам братства запрещалось не только есть бобы, но даже притрагиваться к ним. Формально этот запрет объяснялся тем, что бобы повышают тонус, а это препятствует занятиям, но на самом деле истинная причина запрета была иной: при происхождении мира люди и бобы якобы произошли из одного и того же перегноя, а потому разжеванные и полежавшие на солнце бобы пахнут человеческой кровью...

Пифагор

Цию, способную активно вмешаться в политическую жизнь Великой Греции. Со временем она становилась все более закрытой, отстраненной от жизни полиса и широкой публики.

Развалины храма Герайон в Кротоне, построенного на уходящем в Средиземное море мысе.


Пифагор с самого начала дал понять, что он — не просто человек, обретший мудрость. Он — посланец богов, пришедший в мир, чтобы принести божественные истины. Пифагорейцы верили: в мире, помимо бессмертных богов и людей, существуют полубоги, или демоны, — смертные, обладающие божественной благодатью. Именно в таком обличии и представал Пифагор перед своими учениками. Характерно высказывание одного из пифагорейцев: «В своем белом плаще он излучал небесное сияние и необычайную кротость». При этом учитель умел в нужный момент сделать так, чтобы ученики увидели его будто бы «золотое бедро».

В сочинениях пифагорейцев всячески подчеркивается, что жизнь их общины была основана на дружбе и сплоченности ее членов, что будто бы именно Пифагор ввел в греческий язык само это слово — «дружба». Однако на деле учителя и учеников разделяла резкая грань: Пифагор для пифагорейцев был «Божественным» и никем иным.

Учеба и работа братства были окружены глубокой тайной. Его членам строго запрещалось рассказывать о чем-либо за его стенами, а все сделанные в братстве открытия приписывались Пифагору.

На картине XIX века изображены поклоняющиеся восходу Солнца члены пифагорейского братства.


Его волю следовало выполнять беспрекословно. Любое нарушение правил каралось безжалостно. После того, как сибаритянин Гиппас написал книгу об открытии иррациональных чисел, он был изгнан из общины и вскоре погиб в кораблекрушении, «за то, что выдал тайну». Трудно сказать, что означает эта фраза из древнего сочинения — то ли гибель судна подстроили пифагорейцы, то ли так Пифагор проявил свои высшие способности. Но весьма зловещим был сам обычай пифагорейцев сооружать надгробия отступникам...

Видимо, Пифагор, зная механизм действия восточных мистерий и учитывая опыт своего неудачного учительства на Самосе, понял, что без мистики и мистификаторства создать собственную школу ему вряд ли удастся. Но именно поэтому он должен был выстроить жесткую систему контроля за своими учениками и не допускать утечки информации. Иначе прекрасные принципы, провозглашаемые им публично, воспринимались бы окружающими совсем по-иному.

Жизнь и эпоха

Могущество пифагорейцев

Война с Сибарисом

Около 510 года до н. э. началась война между Кротоном и соседней ахейской колонией — Сибарисом. Там произошли бурные события: под влиянием демагога Телиса жители города изгнали 500 богатейших граждан и конфисковали их имущество. Те бежали в Кротон, и Телис прислал туда послов с требованием выдать беглецов. Кротонцы пребывали в нерешительности, но под влиянием Пифагора приняли решение выступить на их защиту.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru