Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Пифагор - Страница 9

Он был способен рыбакам, тянувшим сеть, заранее сказать, сколько именно рыб они поймали.

Представление о полу-божественной сущности

Жизнь и эпоха

Пламя восстания

Антипифагорейское движение


Пифагор к моменту войны Кротона с Сиба-рисом был глубоким стариком, и в какой мере он лично участвовал в политической борьбе того времени, сказать трудно. Но фактом является углубление кризиса в отношениях между пифагорейцами и гражданами Кротона. Внешне братство Пифагора выглядело вполне демократичным: экономической ее основой являлась общая собственность, возникшая из «паев» ее членов; общее поклонение живому богу Пифагору предусматривало равенство «братьев» между собой. На деле же было иначе: сообщество пифагорейцев превратилось в клуб аристократов — избранных, наделенных высшей истиной и потому считавших себя вправе навязывать народу свою волю. Более того, большинство учеников, по всей видимости, в прямом смысле слова относились к местной знати, и это верженности самого Пифагора к «старине» — древности происхождения. В результате у жителей полиса сложилось мнение, что «пифагорейцы занимаются только своими внутренними делами, не обращают внимания на горожан и никогда не протягивают им руки».

Портрет Пифагора работы венецианского художника XVIII века Пьетро Лонги.



Это неизбежно вызывало усиление демократического движения в городе — особенно после того, как пифагорейцы самовольно присвоили захваченные у Сибариса земли, а не разделили их — согласно обычаю — по жребию. Его лидерами стали Нинон и Килон, потребовавшие на народном собрании шения от власти пифогорейца Демокеда, изменения порядка управления полисом и передела земли. По данным Ямвлиха, Нинон для пущей убедительности прочел приписываемое Пифагору «Священное слово», представив его философию как заговор против народа: «Пифагорейцы якобы призывают доби--*¦ Рисунок XIII века. Девять муз (внешний круг) дарят вдохновение Пифагору (справа от центра, с весами), Орфею (внизу) и Ариону (слева).

Ваться тирании, говоря, что лучше на один день стать быком, чем весь век быть коровой. Они одобряют послушание закону у других, но требуют соблюдения только своих постановлений».

Килон, обиженный тем, что некогда Пифагор не принял его в свое братство, выражал интересы части аристократов: родственники знатных пифагорейцев были недовольны тем, что те передавали родовую собственность в руки Пифагора. Конфликт принял очень острые формы, и развязка наступила, когда все пифагорейцы собрались в доме Милона для обсуждения обстановки. Их враги подожгли здание, и в огне погиб весь цвет братства. Спаслись только два юноши — Архипп и Лисид, сумевшие выбраться наружу. По данным римского историка Полибия, подобные акции произошли во многих других областях Великой Греции. Это говорит, с одной сто-

Конец братства

Где был в это время Пифагор — точно неизвестно. Версий древние авторы высказали много. Они сводятся к трем основным вариантам: либо он погиб в Кротоне во время или вскоре после пожара, либо заранее уехал в Метапонт или в Тарент, где и провел остаток своих дней. Сколько именно — тоже неизвестно. Называются цифры: Пифагор умер в возрасте 85, 90 или даже 150 лет. Прокопий Кесарийский, христианский историк VI века, датирует его смерть 497 годом до н. э., но никакого обоснования этому не дает.

Как бы то ни было, кротонский пожар знаменовал упадок пифагорейства как политического движения. Архипп бежал в Тарент, а затем в Регий, город на самом юге Италии, а Лисид отправился в Ахайю, а затем в Фивы.

После смерти Пифагора его оставшиеся ученики и последователи занялись научной и философской деятельностью, но, следуя заветам

Течение нескольких столетий, но не имело ви - метапонте.


Тайной окутана и смерть легендарного мудреца. В конце его жизни политические противники в Кротоне сожгли заживо большую часть членов братства. Был ли среди них и Пифагор?

Чаще на этот вопрос дается ответ отрицательный. Иногда древние авторы «спасали» от огня именно его, а не Архиппа с Лисидом, причем произошло это будто бы благодаря «живому мосту», образованному телами его учеников. По другой версии, Пифагор добрался до бобового поля, где его враги настигли и убили его. По третьей версии, он сумел выбежать из горящего дома и затем укрылся в храме Муз в городе Метапонте.

Пифагор

Роны, о том, насколько мощным было пифагорейское движение, а с другой — какую ненависть оно повсюду вызывало.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru