Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Прародина ариев: История, обряды и мифы Страница - 3

Визуальное исследование поверхности металлических изделий позволяет наметить в общих чертах схему технологии их изготовления и уточнить в ряде случаев функциональное назначение орудий. При осмотре поверхности предметов особое внимание обращается на литейные особенности — остатки швов, заусенцев, наличие выщерблин, литейных пор, усадочных раковин, орнамент и т. д. Литейные швы, как правило, фиксируются на боковых гранях изделий, иногда внутри отверстий ажурного орнамента украшений. Эти признаки литых изделий позволяют определить характер литейных форм, поскольку литейные швы фиксируют линии разъема створок. В древности использовали несколько разновидностей литья: в жесткие (каменные, металлические, деревянные) и пластичные (глиняные, земляные) формы. В эпоху энеолита мастера западного ареала Балкано-Карпатской металлургической провинции получали отливки в графитовых литейных формах, что было засвидетельствовано результатами металлографического анализа гумельниц-ких и варненских медных орудий [Рындина, Равич, 1996, с. 121]. Литье производилось в следующие формы: открытые; односторонние с плоской крышкой; двусторонние неполностью закрытые; двусторонние закрытые симметричные и асимметричные; трех - и четырехсторонние, а также по восковой модели с сохранением формы и с потерей изложницы (рис. 1) [Черных и др., 2000, рис.; Халиков и др., 1966, рис. 3; Труды..., 1950, табл. XXXVIII; Гришин, 1971, табл. 12, 10; Рындина, 1963, рис. 9, 1; 11, 1; Рыбаков, 1948, рис. 23]. Е. Н. Черных на материалах раннего и среднего бронзового века была прослежена эволюция форм для отливки топоров, при этом автор выделил семь основных типов двустворчатых форм [Chernykh, 1992, p. 57-61, fig. 18]. Формы первого и второго типа полностью открыты со стороны брюшка или спинки топора, являются древнейшими, характеризующими преимущественно технологию раннего бронзового века (рис. 2). Формы третьего и четвертого типа с так называемыми щелевидными литниками со стороны брюшка или спинки топоров использовались литейщиками конца раннего бронзового века и ранней фазы среднего бронзового века. Матрицы пятого — седьмого типа были полностью закрытыми, жидкий металл поступал в них через литниковые каналы со стороны спинки, проушной части или обуха орудия. Последние три типа характеризовали технологию среднего бронзового века и продолжали использоваться в течение всего позднего бронзового века.

Рис. 1. Литейные формы.

1 — двусторонняя открытая со стороны брюшка глинисто-песчаниковая форма для литья топоров (погребение у с. Першино); 2 — закрытая горизонтальная глиняная форма для литья топоров (Пепкинский курган); 3 — вертикальная, односторонняя с плоской крышкой каменная форма для литья тесел с уступами (случайная находка, с. Александровское); 4 — створка вертикальной бронзовой формы для литья топоров с гребнем (случайная находка, МАЭС ТГУ); 5 — створка трехсоставной каменной формы для литья украшений «навып-леск» (Новгород); 6 — створка деревянной формы для литья украшений (Новгород); 7 — двусторонние каменные формы: а — симметричная для литья подвесок, б — асимметричная для литья подвесок с имитацией зерни.

Рис. 2. Типы форм для литья топоров (по [Chernykh, 1992, fig. 18]).

1, 2 — полностью открытые формы: 1 — со стороны брюшка топора, 2 — со стороны спинки топора;

3, 4 — частично открытые формы с щелевидным литником: 3 — со стороны брюшка топора, 4 — со стороны спинки топора; 5-7 — полностью закрытые формы: 5 — с литником со стороны спинки, 6 — с литником, совмещенным с нижней частью обушного отверстия, 7 — с литником со стороны обуха.

При литье в закрытые формы обе части связывали, жидкий металл заливали через литник. В случае неплотного прилегания сторон друг к другу металл проникал в щели, образуя при застывании так называемые заусенцы, которые, как правило, удалялись при дальнейшей кузнечной доработке орудия. Чаще всего в эпоху бронзы и раннем железном веке использовали литье в двусторонние формы со вставными вкладышами. В основном это были симметричные створки с совершенно идентичными негативами орудий, литейный шов фиксировался вдоль всего контура изделия (см. рис. 1, 1, 2, 4, 7а). В эпоху средневековья для изготовления конусообразных в разрезе украшений на второй створке, в отличие от первой с негативом изделия, делали позитив с выпуклыми очертаниями будущего предмета, используя так называемые асимметричные формы (см. рис. 1, 76) [Рыбаков, 1948, с. 148]. Для точного совмещения створок служили специальные штифты, которые вставлялись в углубления на матрицах. Средневековые литейщики для этих целей применяли стерженьки из свинца.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru