Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Проблемы бакальской культуры Страница - 14

8 Предполагаем, что данное определение сегодня может вызвать возражения у исследователей. В этой связи следует заметить, что, по мнению авторов, отнесение отдельных Притобольских или Поиртышских комплексов или даже групп керамики к собственно кушнаренковским или караякуповским по меньшей мере преждевременно. Причины этого лежат в типологическом своеобразии Зауральских образцов керамического материала, которые сегодня определяются как аналогии сосудам кушнаренковской культуры Камы и Белой. С этой целью мы сочли необходимым поместить в настоящую статью сводную таблицу Притобольской керамики кушнаренковско-караякуповского круга, составленную с учетом собранных материалов Н. П. Матвеевой и из раскопок А. И. Кайдалова и Е. А. Сечко Усть-Утякского-1 городища (рис. 11). При беспристрастном взгляде на нее к числу прямых кушнаренковских аналогий может быть отнесен один круглодонный сосуд с высокой отогнутой шейкой и раздутым туловом с характерной тонкопрочерченной зональной орнаментацией из Козловского могильника (рис. 11,11) и, вероятно, фрагмент с зональным зигзагом из Усть-Утякского-1 городища (рис. 11. 8). Определенные параллели с караякуповскими образцами представляют также несколько фрагментов от горшков с елочной, косой, крестовой или сетчатой орнаментацией, имеющими поясок наколок в нижней части шейки (Коловское, Усть-Утякское городище-1, Козловский могильник) (рис. 11, 10, 12, 17, 18, 20). Хотя в равной мере они могут быть отнесены и к образцам основного бакальского комплекса керамики.

Среди образцов из Большого Бакальского городища к числу весьма близким кушнаренковским обзазцач можно отнести фрагменты от более десятка сосудов с раздутым туловом и высокой шейкой сзнаме-'ированной тонкопрочерченным многорядным зигзагом, косыми вдавлениями, заполняющими гзс*еку-о^-ье зоны и штампами в виде ногтевых вдавлений, расположенных горизонтально или &еэл*«:ЕТ:^с (зис. 10, 1, 6, 7, 10, 12, 18, 23). Однако здесь следует сделать весьма важную оговорку. Е бель^*-с~=е случаев орнаментация нанесена не сплошной зоной, охватывающей шейку и плечо, а узой - олссой, захватывающей верхнюю часть плеча, что не характерно для приуральской ~ес* эльо фрагчентов из этой же таблицы, орнаментированных косой гребенчатой елочкой, и-ссзллчым зигзагом (рис. 10, 4, 9, 13, 17), а также значительное число фрагментов

•I - зчт-* основного комплекса бакальской керамики, орнаментированных резной сеткой, косым вертикальными и косыми рядами гребенчатого штампа, имеющих ряды наколов на переходе гг  к  плечу, а также нарезки или вдавления гребенчатого штампа по венчику (рис. 5,1, 4,, 3, 17;

‘ 1 1 11; 8, 6, 10, 18), которые имеют весьма большое сходство с караякуповскими образцами из *2**а^1йСких памятников (Манякский могильник, Старо-Калмашевское селище, Кара-Якуповское - шошше [Мажитов, 1977. Табл. XXII; XXIII; XVII; Матвеева Г. И., 2007. Рис. 5-9]). При этом следует что Зауральское «кяраякупово» имеет весьма важную отличительную деталь - отсутствие которая почти в обязательном порядке встречается на образцах караякуповской керамики

Сасается других образцов керамики из сводной таблицы, то отнесение их к числу гл-асенковских может быть принято с большой долей условности. При определенной схожести форм тсаи:з с высокой шейкой и раздутым туловом и технологии изготовления наблюдается ряд -«шесгеиных отличительных черт в орнаментации.

:1с«:5стся в глаза нехарактерное для приуральско-кушнаренковской керамики применение - эечгт. тгного глубокого штампа, заполняющего разделенные или неразделенные зоны горизонтальных - ню*:*. сюжетов из заштрихованных прочерченных треугольников (рис. 11, 1-7, 13-15). Следует что отнесение к кругу кушнаренковских образцов, горшков с характерной фигурно-:зой орнаментацией в виде ромбических крестовых штампов или имитирующих их вдавлений, ~:?:женных в виде опущенных вершинами вниз треугольников или многорядных поясков, а&_1тс--о неправомерно, так как этот тип орнаментации керамики отмечается кроме Коловского Козловского и Перейминского могильников [Матвеева Н. П., 2007. Рис. 3, 9; б, 3; 7, 1; 8, 3, — "««зпском, Ипкульском XV городищах, Бобровском могильнике и, наконец, на Большом Бакальском (о чем будет указано ниже) и является характерным элементом карымских, зеленогорских, лстажнюмх и туманских комплексов таежной зоны Зауралья и Западной Сибири [Викторова, Морозов, — 5  2;  Федорова, Зыков, Морозов, Терехова, 1991. Рис. 2; Чиндина, 1991. Рис. 17].

Образом, рассматриваемая группа керамики имеет ряд существенных черт локального з-:*:~азия от своих приуральских кушнаренковско-караякуповских образцов. Создается г-?лпение, что в данном случае мы, возможно, имеем дело с неким прообразом будущих нитк-жсенковского и караякуповского керамических комплексов, где появятся новые формы сосудов :*'14#дные, крынкообразные, плоскодонные) и новые способы орнаментации (гусенички,

- :_1чтйкиые вдавления, жемчужины). Учитывая более раннюю хронологическую позицию для

Комплексов этого круга, по крайней мере для Большого Бакальского и Усть-Утякского-1 -.ЗШ4 (см. ниже), в этих образцах мы имеем дело лишь с некими инновациями, складывающимися смпкретического бакальского единства. Вероятно, лишь какое-то время спустя с переселением « - щ*с-таежную и далее в приуральскую зоны эти зарождающиеся черты культурного своеобразия • юормиться в самостоятельные культуры.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.