Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Становление и первоначальное расселение Страница - 97

По данным современной науки «первооткрыватели»-полинезийцы при-с Маркизских островов в УНМХ в нашей эры с. 659). По поводу дат имеются, впрочем, различные мнения: Тур Хейердал, например, говорит о V веке н. э. Численность населения острова быстро увеличивалась и в конце XVIII века достигла трех-четырех тысяч челрвек. Казалось бы, периферийное положение ос-174 сходных знака из табличек «кохау-ронео-ронео» с острова Пасхи с письменами (также не расшифрованными) древнеиндийской культуры Мохенджо-даро (III тысячелетие до н. э.). В науке это открытие вызвало резкие возражения в связи с тем, что две сравниваемые культуры разделены огромным периодом времени (III тысячелетие до н. э. — XVIII в. н. э.) и не менее огромным пространством — 20 тыс. км. Однако, как говорится, факт остается фактом, и объяснение ему пока не найдено. Важно, что многие крупные современные ученые подтвердили правильность сопоставлений, проведенных В. Хевеши и отвергли всякие попытки найти в них какую-либо некорректность. Остров Пасхи недаром всегда считался миром загадок.

Плыли на остров Пасхи (Токарев, Блинов, 1956


Ски полная изоляция от всего мира должны были сохранению архаичного уровня (как это было на


Трова Пасхи и практиче спсобствовать застою и


Тасмании), но островитянам удалось создать уникальный очаг своеобразной культуры, известной не только огромными каменными изваяниями, иногда достигавшими 20-30 тонн веса, но также собственной письменностью, что считается показателем развивающейся цивилизации. И эти достижения связаны не с островами центрального региона Полинезии, а с далекой периферией. Письменность острова Пасхи до сих пор не расшифрована. Первая попытка исследования в этом направлении была сделана венгерским лингвистом В. Хевеши в 1932 году. Ученый обнаружил


По культуре и языку население острова Пасхи, которое застали европейцы, почти во всем определенно принадлежало к полинезийскому кругу народов, однако, как говорилось выше, были и некоторые элементы культуры, не-полинезийского точнее - южноамериканского происхождения. В частности, батат, бывший основной пищей на описываемом острове, по признанию специалистов, имел южноамериканское происхождение. Сравнительное антропологическое исследование стало практически невыполнимым, т. к. коренное население в значительной степени вымерло или было истреблено. Правда, оставалась краниология, но и здесь наука столкнулась с большими трудностями: выше я говорил, что население острова Пасхи по краниологическому комплексу имеет много черт, сходных с позднеплейстоценовым черепом №101 из Верхнего Грота пещеры Чжоукоудянь (Китай). Но и палеоамериканский краниологический тип имеет все основные черты этого черепа, морфология которого отражает особенности населения, исходного по отношению к древним мигрантам как протоамериканоидной, так и протоокеанийс-кой волн расселения. Я думаю, что этнографы напрасно столь скептически отнеслись к исследованиям Тура Хейердала на острове Пасхи, которые могли дать какие-то ориентиры по вопросу происхождения древнейшего населения этого острова. Так, норвежский исследователь обратил внимание на разделение популяции острова Пасхи на два исторических «корня» — длинноухих и короткоухих. Сейчас этого почти никто не отрицает, говоря о. двух союзах племен. Однако, Хейердал показал, что это были не просто племенные союзы в пределах одной этнической группы, но два разных этноса, говоривших, по-видимому, на разных языках. В преданиях острова Пасхи говорится, что последний представитель «длинноухих», когда его брали в плен, выкрикивал какие-то слова на никому не понятном языке. Кстати, само по себе появление на острове Пасхи людей, практикующих обычай удлинения мочки уха, наводит на мысль о каком-то сходстве с древнеперуанскими обычаями эпохи Тиауанако, о которых говорится в преданиях. Правда, этот обычай был широко распространен в разных частях Света, но в данном случае, при противопоставлении «длинноухих» «короткоухим» о нем стоит вспомнить. Ближайшим к острову Пасхи очагом мегалитической культуры были «империи» древнего Перу, притом, если исходить из известных науке датировок, именно эпоха Тиауанако в период VI — X в в. н. э. характеризовалась расцветом строительства гигантских каменных сооружений (напр. Ворота Солнца в Боливии) и каменных изваяний. Понятно, что решающих доказательств связи населения острова Пасхи с аборигенами Южной Америки, по мнению большинства археологов, до сих пор не найдено, но «совпадений» все же слишком много чтобы полностью отвергнуть такую версию. Практически невозможно найти серьезные возражения против идеи первоначального заселения острова Пасхи со стороны Америки. Иногда ссылаются на препятствия на пути древних мореплавателей, использовавших плоты, которые были неспособны преодолевать не|благопрятные океанские течения. В ответ на это возражение приведем мнение географа В. И. Войтова (1988): «... древние перуанцы, владевшие искусством маневренного плавания с использованием выдвижных швертов-гуаров, пускались на тех же плотах в рейсы и за пределами пассатной зоны. Так ими был открыт лежащий в умеренных широтах остров Пасхи, где навигационные условия далеки от оптимальных» (стр. 8). Не вдаваясь в дальнейшие подробности, скажу лишь, что принятая датировка первоначального заселения острова Пасхи (VIII — IX вв. н. э.) Практически не изменится от того примем мы или отвергнем гипотезу Хейердала относительно древнеперуанской инвазии на остров в эпоху Тиаунако: важно, что время появления первых людей на острове будет зафиксировано с достаточной точностью, а это главное в данной работе, хотя вопрос о том, что это были за люди, придется оставить пока за пределами точной науки.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru