Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Всемирная история: Век железа Страница - 167 6-05-2014, 12:39 |

Постепенно выделились три основные части ордерной постройки — основание, колонны, перекрытие. Мощные пропорции были характерны для дорического ордера, возникшего в VII в. до н. э. Несущая часть конструкции — колонна — украшена каннелюрами, имеет простую капитель и стоит без базы. Стройная колонна ионического ордера (VI в. до н. э.) усилена присутствием базы и характеризуется декоративной капителью с волютами. Более поздние варианты колонного декора усложнялись и обогащались декоративными растительными элементами.

Храмы архаического периода строились в Пестуме, Се-линунте, Агригенте, Сиракузах. В основном они оформлялись колоннами дорического ордера. По мере улучшения техники строительства и роста благосостояния полисов из вестняк при постройке храмов заменяется мрамором.

Типичной чертой городского архитектурного ансамбля архаика сделала изрядную протяженность зданий, особую ритмику фасадов и колоннад (храмы в Селинунте имели, к примеру, двойную и одинарную колоннады). Интересными образцами архаических построек являются пестумские храмы Геры и Афины. Их отличает большая ширина внутреннего пространства и массивные колонны. Суровый вид этих святилищ дополняется лаконичной декоративной резьбой и колористическими росписями каменных деталей.

Ярким примером дорийского ордера предстает Олимпийский Герайон, демонстрирующий типичный дорийский периптер, где в качестве реликвии была сохранена деревянная колонна, ставшая образцом для самого ордера.

Конечно, храмы архаического времени сохранились в очень малой степени — в руинах храм Аполлона в Коринфе, на афинском Акрополе уцелели лиць фундаменты, не намного лучшее состояние архаических святилищ в Малой Азии и на островах.

Отдельно несколько слов следует сказать о полихромии греческого храма. На острове Эгина в храме Афайм (конец VI в. до н. э.) и в храме Афины на Акрополе (эпоха Писи-етрата) были обнаружены полихромные росписи архитектурных элементов. Полихромия в данных случаях подчинена общей архитектурной задаче, раскрашены мелкие детали в верхней части здания, усиливая таким образом зрительно мощь опоры и основного объема постройки. Раскрашивались храмы в синий и в красный цвета. Обыгрывался также и естественный цвет мрамора — не покрывались краской колонны и архитрав. Красными полосами подчеркивались горизонтальные линии храма, вертикальные плоскости чернились или раскрашивались в синий цвет.

Статуи и рельеф, декор фронтонов, метоп и фризов обогатили архаическую пластику многими новыми образами. Храмовой скульптуре присущи мифологические сюжеты. Сущность композиции сводилась к показу божественной мощи, в динамических сценах отражались мифологические сюжеты о победе над злыми силами. Основные рельефы обычно располагались в треугольном фронтоне, но кроме того, в дорических храмах было принято украшать ими также и метопы, а в ионийских — ленты фриза.

Примером может случить скульптурный рельеф из храма Артемиды в Керкире на острове Корфу. Побежденная Персеем Медуза Горгона предстает перед зрителем на одном из рельефов. Другой представляет битву олимпийцев с титанами, на третьем представлен эпизод троянской войны. Фигуры действующих лиц приземисты, основательны и выполнены в несколько наивной манере. Те же черты пресущи дошедшим до нас фрагментам со Стофутового храма на афинском Акрополе. Имея в виду сцены борьбы Афины и гигантов (восточный фронтон) можно указать на проникновение в рельефы свободного движения в пространстве, строение человеческой фигуры определяет динамику действия. Акропольский. храм Гекатомпедон дал еще один образец полихромии, но уже скульптурного изображения — это изваяние доброго демона — трипотпатора, у которого целых три человеческих туловища. Роспись лиц и волос связана со структурой пороса — известняка. Воло-

Сы делались синего цвета, глаза — зеленого, шеки, уши и губы — красного.

Об уровне развития кикладской архитектуры свидетельствуют археологические раскопки последних лет. Греческое монументальное искусство архаического периода известно выдающимися работами архитекторов с острова Наксос в центре Киклад. Происходящий с Наксоса мастер Бизес первым сконструировал мраморную крышу. Мраморный храм, посвященный Деметре, построен там же по схеме, позднее применявшейся при возведении афинских Пропи-лей. Можно с уверенностью утверждать, что именно мастера Наксоса являются зачинателями мощных, поражающих воображение форм как в архитектуре, так и в монументальном искусстве. Подтверждением этому может служить храм Аполлона, выстроенный для полиса Наксоса, статуя Артемиды Делосской, а также восьмиметровая статуя Аполлона и статуя Диониса (10 м в высоту), найденные в карьерах Наксоса. Вероятно, святилище, для которого были изготовлены эти произведения, посвящалось Дионису, покровителю острова.

Среди обследованных археологами в последнее время остатков древнего святилища сохранился мраморный храм архаической эпохи. Описание храма поражает размахом архитектурных форм и широтой строительного замысла. Общие размеры фундамента 28X33 м, при этом здание имело просторный ойкос и портик из четырех колонн с ионическим ордером. Фасад храма был сложен из тщательно отесанных мраморных блоков.

Следует отметить, что это один из первых случаев применения греками мрамора в архитектуре, при этом прослеживается перенос интереса архитекторов с внутреннего убранства на оформление экстерьера (появление на фасаде портала и другие новшества) при сохранении основных архитектурных форм периптерных храмов, более сдержанных по оформлению и обнесенных одним рядом колонн.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru