Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Всемирная история: Век железа Страница - 9

Население Южной Аравии создало в основном независимо от других народов древнего Востока своеобразную и относительно высокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью, к которой восходит и письменность довольно развитой в то время Абиссинии. О письме Южной Аравии того времени мы судим только по надписям, которые дошли до нашего времени. Очевидно, существовала и южноарабская литература, которая совершенно не сохранилась, возможно, погибла при многочисленных войнах.

Искусство Южной Аравии очень сходно с искусством других стран древнего Востока, особенно с ассирийским.

2. ПАЛЕСТИНА

Юг Аравии был далекой периферией высокоразвитой рабовладельческой Передней Азии. Намного большее значение имела в I тысячелетии до н. э. другая страна, которая находилась ближе к основным центрам тогдашней цивилизации — Палестина. Ее история находится в тесной связи с историей таких стран, как Египет, Вавилон и Ассирия того времени.

В течение XIII — XII вв., в период ослабления египетского влияния на Палестину в этой стране существовало множество мелких городов-государств, которые населяли племена ханаанеев. По-видимому, в первой половине XIII века до нашей эры на территории Палестины появилось объединение родственных племен, носившее название Израиль. Коренное население в сельских местностях при вторжении израильтян бежало, а не успевшее бежать или уничтожалось, или сливалось в конце концов с новыми пришельцами. Захват городов давался с гораздо большим трудом, и ханаанейские города еще долго продолжали существовать в окружении израильского населения.

Оседая на постоянное место жительства, кочевники превращались в земледельцев. В это же время жители Палестины освоили искусство сооружения каменных цистерн, которые оштукатуривались изнутри известковым цементом, что давало возможность собирать и длительное время хранить дождевую воду. Это позволило земледельцам, которые ранее поселялись только у ручьев и источников, освоить центральное нагорье. Здесь и происходило быстрое оседание пришельцев. Но постепенно они захватывали и долины, занимая города — опорные центры ханаанеев.

ПЕРЕХОД ИЗРАИЛЬСКИХ ПЛЕМЕН К ОСЕДЛОСТИ

В борьбе с коренным ханаанейским населением за новые земли крепли временные воинственные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племен на сравнительно большом пространстве впоследствии сыграло большую роль в их неизбежном разобщении. Например, племя иудеев, которое осело на юге в горной области к западу от Мертвого моря, через некоторое время названной Иудеей, раньше всех обособилось от ос новного ядра израильских племен. Это племя захватило на севере самую большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны — ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечны ми вторжениями и набегами хапиру, а затем и «народов моря».

Иудеи всю захваченную силой оружия землю разделили, как и положено завоевателям, на наделы. Эти наделы были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земли израильтяне повсеместно превращали в своих рабов. Некоторой же части населения ханаанеев, очевидно, той, которая подчинилась добровольно, израильские племена оставили землю и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения.

Поскольку завоеватели находились в постоянных тесных сношениях с ханаанейским населением, с той частью его, которая сохранила свою хозяйственную самостоятельность, они вскоре ассимилировали его.

Язык израильтян имел общие корни с ханаанейским, что содействовало слиянию в одну народность завоевателей и покоренного населения.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелию, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать.

Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного коренного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны.

На севере страны развивалось пашенное земледелие, садоводство (особенно разведение маслин, винограда, других культур), стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваиваются рудники, и изделия из железа становятся не только необходимостью в хозяйстве, но и предметом торговли.

Количество рабов к началу I тысячелетия до н. э. в связи с завоевательными войнами увеличилось. Рабы были не только из числа военнопленных, но и приобретались, как товар. Израиль к тому времени уже вступил в международные торговые связи.

33


2 Всемирная история, т. 3

Управление в Израильском государстве почти до начала XI века осуществлялось советами родовой знати и так называемыми -«судьями» — выборными должностными лицами. Иногда «судьями» становились просто удачливые военные вожди. Также существовали народные собрания. Очень долго сохранялись сельские общины, как это было в Палестине. Однако рост производительных сил в новом Израильском государстве вел к развитию и укреплению рабовладельческого строя, создавалось мощное рабовладельческое государство, которое должно было держать в подчинении не только рабов, но и покоренные им ханаанейские народы. Эти народы были неполноправными, хотя и считались свободным населением.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru