Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя
 Ямочно-гребенчатой керамики культуры - Страница 80 Первобытное общество 28-09-2014, 17:08 |

Однако нельзя отрицать, что жизнь племен с ямочно-гребенчатой керамикой рядом с земледельческо-скотоводческими культурами прошла для них даром: они, несомненно, в какой-то степени были знакомы с воспроизводящим хозяйством, и некоторые свидетельства об этом имеются. Так, в поселении Пироговка встречены кости крупного рогатого скота (определение И. Г. Пи-допличко). Возможно, что домашним животным была лошадь, кости которой встречены в Погореловке-Вырчище и Мнево-Лес,— это могло быть обусловлено тесными контактами со среднестоговской культурой, в хозяйстве которой конь занимал ведущее значение.

Земледелие также, по-видимому, было знакомо в некоторой мере племенам с ямочно-гребенчатой керамикой. Так, в производственном инвентаре ряда поселений имеются крупные орудия, которые могли быть мотыгами (Новодоновка, Скуносово, Волынцево, Мыс Очкинский). Несомненно, мотыга из рога найдена в Рубежном. Ряд кремневых и кварцитовых орудий трактуется как серпы (Погореловка-Вырчище, Скуносово). В Ску-носово была обнаружена пыльца культурной пшеницы [138, с. 121—131].

Характер взаимоотношений с соседями был, по-видимому, мирный, судя по тому, что вещи трипольской и среднестогов-ской культур встречаются в памятниках неолита ямочно-гребенчатой керамики, и наоборот, последнее утверждение относится к среднестоговской культуре.

Трипольская культура — ярчайшее по внешним проявлениям и устойчивое, благодаря своей экономике, образование с отличающимся от лесных племен религиозным культом, должна была производить на своих более «диких» по образу жизни соседей неотразимое впечатление. Этим следует объяснить, что в керамике неолитических племен имеются как прямые импорты, так и множество подражаний, особенно на поселениях позднего этапа, однако в трипольских поселениях неолитической керамики не найдено, несмотря на достаточную полноту исследования трипольских поселений. Здесь влияние триполья скорее одностороннее, чем взаимообразное.

Другое дело — взаимосвязи со среднестоговскими племенами. В памятниках с ямочно-гребенчатой керамикой встречены подражания посуде среднестоговской и импорты такой посуды. В среднестоговских памятниках — подражания посуде ямочногребенчатой, особенно ее орнаментации. На пограничье племен поселения этих культур располагаются бок о бок, что говорит в пользу мирных взаимоотношений. Возможно, это объясняется и более глубокими причинами.

В памятниках ямной культуры еще чувствуются отголоски неолитических традиций, также идущих от племен с ямочногребенчатой керамикой, что, с одной стороны, свидетельствует об одновременности этих культурных явлений и, возможно, об ассимиляции части неолитического населения древнеямным, поскольку последние на Левобережье занимают территории, прежде принадлежавшие племенам с ямочно-гребенчатой керамикой.

В то же время, по-видимому, стремление к сохранению своего жизненного уклада приводит племена с ямочно-гребенчатой керамикой к поискам слабо заселенных мест и привычной для них среды обитания, что, в конечном итоге, и приводит к процессу расселения их по центральным частям Восточной Европы и далее на север и северо-запад.

Вопрос о конце существования культуры неолита ямочногребенчатой керамики на территории Украины в настоящее время представляется сложным и трудноразрешимым. Сложность его обусловлена недостаточностью археологических источников и, прежде всего, тех, которые освещали бы культуру племен ранней поры бронзы на этой территории. Существует мнение, что на Десне и в низовьях Сейма в конце III тысячелетия до н. э. появляются племена среднеднепровской культуры, с которыми неолитические племена, по-видимому, сосуществуют, что отмечено для неолита юго-восточной Белоруссии и верхнеднепровской (рогачевской) культуры [3, с. 132]. Характер взаимосвязей среднеднепровцев с племенами неолита ямочно-гребенчатой керамики на территории Украины не ясен. На ряде неолитических поселений позднего этапа известны следы погребений и поселений среднеднепровской культуры, но они, судя по стратиграфии, являются более поздними (Мыс Очкинский, Погоре-ловка-Эсмань, Мнево-Лес). Не исключено, что некоторые поселения племен с ямочно-гребенчатой керамикой в некоторых районах продолжают существовать и во время появления среднеднепровских племен (ур. Пчелица, Угловая Рудня), но говорить об этом возможно пока только предположительно.


 
Разместил: admin

html-cсылка на страницу
BB-cсылка на страницу

Комментарии

 

 

Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

 

Www.istmira.ru