Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жизнь первобытного общества Страница - 10

Природа осознавалась человеком первобытного общества в единстве с коллективом, а то и другое — в единстве с процессами труда. Поэтому не было и не могло быть расчленяющего противопоставления человека природе, так же как не было противопоставления индивида остальному коллективу, а трудового коллектива — процессу труда. Через труд человек ощущал непосредственно свою связь с природой, и ощущение этой постоянной жизненной связи было его первой ступенькой в формировании представлений об окружающем мире в целом.

Задача понимания мира в целом оказалась в противоречии с реальными знаниями того времени, ибо опыт человека давал в тот период всего лишь отображение отдельных деталей. При этом положении воображение должно было прийти к отождествлению природы и человека, ибо это было единственной возможной формой отображения мира в целом.

Домысливая таким путем природу через картину жизни людей, воображение ставило на место действительных, но не познанных еще человеком причин, воображаемые. Воплощая в наглядном образе реальное и воображаемое, фантазия как бы приближала природу к человеку, делая ее более понятной. Это древнее олицетворение, связанное с невыделением первобытным человеком себя из природы, нашло свое отражение в сказках о животных и природе.

Сказочные образы природы не уничтожали тонких наблюдений человека, например за жизнью зверей. В сознании первобытного человека не происходило реального смешения мира людей и мира животных; человеку было известно, скажем, отличие в образе жизни зверей и людей.

Охотничьи племена, для которых охота служила основным источником существования, знали все об образе жизни зверей, о характере местности, в которой водятся звери. Бесконечная серия тончайших наблюдений лежала в основе всевозможных способов скрадыва-ния и добычи зверя. Взять, к примеру, самострел эвенков. Для того чтобы насторожить самострел (не говоря уже об его изобретении), требовалось, с одной стороны, знание местности, привычек и повадок зверя, с другой — большая изобретательность в применении - этих знаний: на кабаргу его надо было ставить в одном месте, на лося — в другом, в одном случае его надо было маскировать одним способом, в другом — другим; на одного зверя самострел надо было насторожить на одной высоте, на другого — выше или ниже, смотря по величине и особенностям его анатомического устройства. Образ зверя, схваченный со стороны его наиболее характерных черт, являлся постоянным и надежным ориентиром охотника. Охотник, исходя из повадок зверя, образа его жизни и решал, откуда может подойти зверь к ловушке, как он будет вести себя в этой местности и т. д. Сообразуясь с этим, он и ставил свои самострелы так, что зверь становился его жертвой.

Острая, цепкая наблюдательность, упорное стремление подметить типическое в образе и повадках зверя вырабатывались, следовательно, всем ходом процесса труда, потому что были необходимым условием успеха в материальном производстве. Весь уклад жизни таежного охотника, его умение жить в суровых условиях тайги — всо свидетельствует о разносторонних практических знаниях и накопленном в веках опыте.

Охотник, например эвенк, по характеру лосиного следа узнает, местный это или пришлый зверь, пришел он издалека или из ближайших мест, самец это или самка, молод и неопытен или стар и умен зверь и т. д. По веткам, которые обглодал лось, охотник безошибочно заключает голоден был зверь или сыт; по его следам — как вел себя зверь на жировке: долго ли дневал здесь, ушел сам или его кто-то спугнул и т. д. Учтя все это, охотник и решает, где искать притаившегося зверя и как его лучше скрадывать. В конце концов он так ловко и незаметно к нему приближается, что даже лось, чувствующий запах человека на большом расстоянии, не замечает ничего подозрительного, и охотник убивает чуткого зверя на близком расстоянии.

Охотнику эвенку, например, не только известно, где и как лучше всего добывать белку, но и многое из того, что связано с образом жизни этого ценного своим мехом зверька. Охотник знает, что гнезд у белки не одно, а несколько: одно большое и теплое гнездо расположено в центре ее кормовых угодий, а в окружности находится еще несколько небольших холодных гнезд, сделанных менее тщательно. Известно охотнику и назначение гнезд: с осени, когда нет больших холодов, белка кормится на периферии, ночуя в маленьких гнездах-«времянках»; в середине зимы, когда ударяют морозы, белка приходит в свое теплое большое гнездо и живет там до наступления первых оттепелей. В морозы белка лишь на короткое время покидает это гнездо, выбегая кормиться на ближайшие к нему кормовые угодья, которые она сохраняет с осени, уходя подальше от своего главного гнезда. Когда кончаются большие морозы, белка снова уходит в гнезда-«времянки».

По беличьему следу, разбросанному рваной паутиной по снегу, эвенк способен узнать все, что его интересует как охотника. Там, где беличий след размашист и спорок, бежала голодная белка, торопясь кормиться в дальнюю от гнезда тайгу. По этому следу охотник не будет гоняться за белкой: она ушла далеко и отыскать ее трудно, да и нет в этом большой нужды. Охотнику известно, что обратно белка пойдет той же дорогой, осторожно пробираясь к своему гнезду. Рядом с утренним размашистым («голодным») следом потянется спокойный, с частыми остановками вечерний («сытый») след. Охотник знает, что, когда белка возвращается обратно в гнездо, она очень осторожна: чтобы «спрятать» свой след, часто идет «верхом», прыгая с дерева на дерево; чем ближе гнездо, тем продолжительнее становятся перерывы в беличьем следе. В зимнее время, когда пройдут большие снегопады и по глубокому снегу станет невозможно охотиться с собакой, только знание всех повадок белки может обеспечить охотнику успех в промысле. По еле заметным приметам — упавшему с дерева кусочку коры, отлетевшей при прыжке белки ветке и т. д. — охотник определяет, в каком направлении ушла белка, находит и убивает ее.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru