Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жизнь первобытного общества Страница - 2

Сибирский этнографический материал, особенно этнография северной части Сибири, имеет во многих отношениях первостепенное значение. На широкие возможности сибирского этнографического материала для изучения истории первобытного общества указывал, как известно, Ф. Энгельс, откликнувшийся специальной статьей в журнале «Die Neue Zeit» на этнографические открытия JI. Я. Штернберга на Сахалине среди нивхов (гиляков) в конце XIX в.1

Еще в XVII в., когда русские проникли в Сибирь, народы северной части Сибири жили родовым строем, расселенные небольшими этнографическими группами по всей территории тайги и арктических тундр. Колониальная политика царизма способствовала консервации их отсталости, вследствие чего они продолжали вплоть до советской эпохи сохранять в своей материальной и духовной культуре, в формах хозяйственной деятельности и в социальных отношениях многие следы более ранней жизни человечества.

Октябрьская социалистическая революция уничтожила навсегда колониальный гнет царизма, но ликвидация унаследованной от царизма отсталости была еще долгое время наиболее сложной задачей социалистического строительства народов советского Севера. Первый решающий шаг в этом направлении был сделан в форме организации национального самоуправления, а также мер для поднятия хозяйства и создания культурных условий жизни у населения. Этот процесс утверждения новых форм жизни, начавшийся с советизации и кооперации, просвещения и здравоохранения, перешел затем к решению основной и самой трудной задачи — социалистической реконструкции хозяйства (превращение его из примитивного в высокую форму хозяйства социалистического типа). Ныне народы советского Севера — равноправные строители коммунистического общества, способные своей практической деятельностью решать сложнейшие задачи коммунистического строительства.

Как первый опыт разработки указанной выше темы в конкретно-историческом плане, наша работа, конечно, не свободна от многих существенных недостатков. Но всякую из дорог должен кто-нибудь проходить первым и взять на себя все трудности непроторенного пути и риск возможных при этом ошибок. Более существенные достижения, думается нам, возможны лишь в результате совместных усилий в этом направлении этнографов, археологов, фольклористов и языковедов.

Глава первая ПРОБЛЕМА СТИХИЙНОГО МАТЕРИАЛИЗМА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ И ВОПРОСЫ ГЕНЕЗИСА ПЕРВОБЫТНОГО МЫШЛЕНИЯ

Еще в «Немецкой идеологии» — наиболее раннем из философских произведений К. Маркса и Ф. Энгельса — было доказано, что материальное производство является основой существования и развития общества. Излагая свое материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что первой предпосылкой всякого человеческого существования, а следовательно, и всякой истории, является производство самой материальной жизни. Так как для жизни нужны прежде всего пища, жилище, одежда и прочие материальные блага, то первое, что люди должны выполнять, — это производство средств, необходимых для их существования, т. е. производство материальной жизни.2

Труд составляет не только основное условие существования человеческого общества, но и исключительное достояние его. «Паук, — говорил Маркс, — совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально».3

Как целеполагающая деятельность4 труд является также основой развития мышления, а мышление — не чем иным, как опосредствованной формой отражения действительности.

Видоизменяя и приспособляя предметы природы для удовлетворения своих потребностей, человек, указывал К. Маркс, не только приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы — руки и ноги, голову и пальцы, но также пользуется механическими, физическими и химическими свойствами тел для того, чтобы заставить их действовать в соответствии со своей целью.5 Формы объективного процесса — природа и труд человека 6 — определяют развитие мышления как логического, ибо законы внешнего мира, как отмечал В. И. Ленин, суть основы целесообразной деятельности человека.7 «Человек, — писал В. И. Ленин, — в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность».8 Труд и жизнь людей были бы невозможны, если бы мышление человека не отражало естественных свойств и отношений внешнего мира, закономерностей природы. Техника потому и служит целям человека, подчеркивал В. И. Ленин, что ее характер, состав соответствуют внешним условиям — законам природы.9

Познание выступает, следовательно, как общественноисторический процесс, обусловленный поступательным развитием человечекого общества. Ставя перед познанием определенные жизненно важные задачи, практика подсказывала людям и конкретные возможности решения этих задач. Проверяя на практике правильность результатов познания, человек отбрасывал нерациональное, сохранял и развивал все практически полезное. В этом диалектическом единстве труда и познания зарождалась и развивалась материальная и духовная культура человеческого общества.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru