Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жизнь первобытного общества Страница - 3

Многочисленные следы познавательной' деятельности первобытного человека, объективизированные в его орудиях труда, указывают, что труд порождал стихийноматериалистическое отношение человека к природе. В результате процесса труда первобытный человек должен был прийти к убеждению, что предметы окружающего мира существуют независимо от сознания людей. Эта его стихийная уверенность в существовании объективной реальности подтверждалась повседневно и ежечасно материальным процессом жизни. Она давала первобытному человеку единственно правильную ориентировку. Это стихийно-материалистическое отношение к природе, возникающее из самой сущности процессов труда, В. И. Ленин называл «наивным реализмом», свойственным всему человечеству.10

Так как природа всегда и при всех условиях являлась для человека непосредственным объектом его производственной деятельности, а труд был основой существования и развития общества, то мышление человека в своей основе было всегда неизменно единым, представляя собой процесс активного, действенного отражения внешнего мира в головах людей. Имея в виду объективную основу единства человеческого мышления, К. Маркс писал: «Так как процесс мышления сам вырастает из известных условий, сам является естественным процессом, то действительно постигающее мышление может быть лишь одним и тем же, отличаясь только по степени, в зависимости от зрелости развития, следовательно, также и от развития органа мышления. Все остальное — вздор».11

Человек в ходе общественной практики познает окружающий мир: отражает и запечатлевает в мозгу объективную закономерность мира; отражая в понятиях и суждениях внешний мир, активно воздействует на него, исходя из потребностей общественного производства.' Так как теоретическому отношению к внешнему миру всегда предшествует практическое, т. е. производство, то человеческое мышление не может не зависеть от развития общественно-исторической трудовой практики людей. Ограниченность познания степенью развития труда, т. е. практическое господство человека над природой, преодолевается в ходе развития общественно-трудовой практики людей. Первобытное познание нельзя, следовательно, рассматривать метафизически, вне движения, ибо оно, так же как и наше познание, говоря словами В. И. Ленина, не абстрактно, не без движения, а является изначально процессом, непрерывным движением через противоречия и преодоление их.12

Наше исследование начинается с изучения древнейших орудий труда первобытного человека, дошедших до нас от эпохи палеолита.13 Палеолитические орудия труда, как памятник ранних стадий развития человеческого общества и сознания общественного человека, представляют в этом отношении большой интерес для данной темы.

Создание орудий труда было связано в познавательном отношении с решением двух жизненно важных для первобытного человека задач: выбора наиболее пригодного для этих целей материала и рациональной формы орудия труда. Ископаемый человек к решению этих задач шел медленно, но упорно, сначала просто используя разные породы камня, а затем преднамеренно раскалывая и скалывая их в попытках придать им целесообразную форму. В шелльское время та и другая задача ископаемым человеком были решены. Испробовав разные породы камня, человек наконец познал практически полезные свойства кремня и отдал ему предпочтение перед остальным материалом. Об этом красноречиво свидетельствует повсеместное распространение на земном шаре кремневых орудий. Там, где не имелось в природе кремня, человек остановил свой выбор на сходных с ним по качеству породах.

То, что сообщают археологи о практическом использовании в эпоху палеолита полезных свойств кремня, доказывает рациональность, правильность выбора человеком материала для орудий труда. Из всех пород камня кремень является наиболее твердым. Кроме того, он раскалывается в любом направлении, а при расколе дает острый режущий край, который не уступает по остроте излому стекла. Используя один из камней в качестве отбойника, им можно оббить второй кремневый валун, придав ему желаемую форму. Если кремневый валун оббит в пирамидальную или призматическую форму, то от обработанного таким образом ядрища (нуклеуса) можно скалывать ударами отбойника различной толщины и формы кремневые пластины, возможно изготовление многих режущих и колющих орудий. Если удар отбойника заменить сильным нажимом (легкое надавливание другим предметом по краю пластинки), то можно получить еще более пригодные в техническом отношении пластинки. Приемами отжимной ретуши человек конца палеолита изготовлял из этих пластинок различные орудия труда.

Как свидетельствует развитие палеолитической техники, полезные свойства кремня были открыты и освоены человеком не сразу. На первых порах он умел лишь оббивать крупными сколами кремневый валун. В результате двусторонней оббивки и была, как известно, создана человеком первая устойчивая форма орудия труда — шелльское ручное рубило. Грубо оббитое и массивное, весившее иногда до 2 кг, рубило было приспособлено для держания его в руке. «Шелльские рубила, — отмечал П. П. Ефименко, — всегда имеют в своем основании, обычно несколько сбоку, так называемую пятку — гладкую площадку, явно предназначенную для того, чтобы при сильном ударе орудие не могло поранить руку».14 Как ударное орудие ручное рубило было, следовательно, вполне рациональным по своей форме. «Для подобного назначения, действительно, трудно было бы более целесообразно использовать кремневый желвак».15

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru