Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Жизнь первобытного общества Страница - 9

Развитие абстракции и творческого воображения связано с процессами труда. Труд предполагает развитие абстракции и творческого воображения: видоизменяя и приспособляя предметы природы для удовлетворения своих потребностей, человек в то же время осуществляет и свою сознательную цель.45 Результат труда человек должен представлять себе до начала процесса труда. Эта способность отвлечения и обобщения и связанная с ней возможность предугадывать и заглядывать вперед были бы, следовательно, невозможны без развития воображения, фантазии как толчка к работе творческой мысли.

В процессе образования понятий человек должен был с помощью абстракции и творческого воображения создавать из множества восприятий умственный образ для целой группы сходных предметов. «Образование (абстрактных) понятий, — говорил В. И. Ленин, — и операции с ними уже включают в себе представление, убеждение, сознание закономерности объективной связи мира».46

Вопрос о том, как представлялась эта связь на начальных этапах развития общества, мы попытаемся коротко рассмотреть.

На начальных этапах развития общества рамки практики как критерия истины были весьма ограниченными. Имея в виду относительный характер критерия практики, вытекающий из исторической ограниченности человеческой деятельности, В. И. Ленин говорил: «... критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления».47 Тем в большей степени это должно относиться к критерию практики первобытного общества.

Поскольку опыт в тех условиях не мог препятствовать сознанию устанавливать случайные и нереальные связи, то наличие наряду с реалистическими представлениями также представлений фантастических было для того времени вполне закономерным.

Языковые и этнографические материалы указывают, что первоначально реалистическое и фантастическое были объединены в познании одним общим стремлением уловить объективную связь отношений и свойств окружающего мира.48 В этих попытках воображения заглянуть за пределы опыта человек опирался на реальный процесс жизни, ибо воображение создает только то, что ему подсказывает действительность, а сознание никогда не может быть чем-то иным, как только осознанным бытием.49 Поскольку бытие людей есть реальный процесс их жизни, а сознание развивается изначально как осознание ближайшей чувственной среды и органической связи с другими лицами и вещами,90 представления человека об этой связи могли развиваться лишь первоначально в форме отождествления природы и человека. На это указывали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Здесь, как и повсюду, тождество природы и человека обнаруживается также и в том, что ограниченное отношение людей к природе обуславливает их ограниченное отношение друг к другу, а их ограниченное отношение друг к другу — их ограниченное отношение к природе, и именно потому, что природа еще почти не видоизменена ходом истории; но с другой стороны, сознание необходимости вступить в сношения с окружающими индивидами является началом осознания того, что человек вообще живет в обществе».50 Раскрывая исторический путь развития познания, В. И. Ленин писал: «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».51

В эвенкийском языке сохранились следы этого невы-деления человеком себя из природы. Эвенкийская энин означает «мать», «лосиха»; аси — «женщина», «самка»; бэе — «мужчина», «самец». Эвенкские хутэкэн — «медведь до года», утэкэн — «лосенок» происходят от хутэ, утэ, означающих «сын», «дочь», «дитя». Близкое к энин («мать, «лосиха») эвенкийское энэкэ означает «бабушка»;

От того же корня происходит энэкэн — «медведица» и энты — «важенка с теленком». В свою очередь энтыл (л — современный суффикс множественного числа) в эвенкском языке означает «матери», «родители».

Это явление нашло свое отражение не только в лексике языка, но и в морфологии. Примечательны факты, которые удалось установить Е. П. Лебедевой при сравнительном изучении морфологии тунгусо-маньчжурских родовых названий. Оказалось, что суффиксы, образующие в маньчжурском и эвенкийском языках родовые названия, совпадают с суффиксами, образующими в этих языках названия животных, а эти в свою очередь — с суффиксами, образующими терминологию родства. Например, суффиксы - ка/ - кэ/ - ха/ - хэ в маньчжурском и эвенкийском языках образуют большую группу названий животных и употребляются в тех же языках в качестве словообразовательного суффикса для родовых названий. Совпадение словообразующих суффиксов в родовых названиях маньчжуров и эвенков указывает, что эти сходства развились на почве языковой общности, когда нынешние тунгусо-маньчжурские народности представляли собой единую в языковом отношении группу родов с одинаковыми по форме словообразования родовыми названиями. О том же свидетельствует и факт наличия суффиксов - ка/ - кэ/ - ко в качестве первичного словообразовательного форманта эвенкийских родовых названий, на который позднее наслоился суффикс - гир, объединяющий в языковом отношении большинство родовых названий эвенков. Его позднейшее появление, по-видимому, связано с процессом выделения из древнего тунгусо-маньчжурского субстрата собственно эвенкийских родов и племен. Существенно в данном случае и другое: мировоззренческие традиции древнего невыделения человеком себя из природы, оказывается, были настолько еще сильны, что и этот позднейший в родовых названиях суффикс был образован тем же путем, что и древнейшие, ставшие в родовых названиях эвенков первичным словообразовательным формантом. Е. П. Лебедева справедливо отмечает, что суффиксы - гир/ - гин/ - хин/ - хил (а с утратой начального г-ир/ - ил) в эвенкийских родовых названиях распространены настолько широко, что являются одним из характерных признаков эвенкийского образования родовых названий. Суффикс - гир представляет собой правильную форму множественного числа от - гик, где суффикс множественного числа р заменяет конечное к.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru