Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Знаки и руны волхвов Страница - 4

Это же он делал и с моей статьёй об узелковой письменности., где упоминалась та же «Велесова книга». По его совету я кое-что, касающееся письма дощек сократил, как не относящееся к теме, и отправил единственное опубликованное ’да упоминание о ней в примечание, «дабы не дразнить академических гусей», по его выражению.

В целом же он о моей статье отозвался тогда как о « заявке на докторскую диссертацию ».

И всё же, каких «гусей» имел в виду Борис Александро-ч? Это выяснилось в те же дни.

Ви

Рс


Ту же мою статью корреспондент нашего журнала Андрей манов отвёз в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) на рецензию известному слависту, и, между прочим, моему кумиру тогда, академику Д. С. Лихачёву. Вот кто должен был разбираться в теме славянских письмён! Тот, перелистав её, ответил — наговорил текст на диктофон.

Эта плёнка затем появилась у меня. Включаю диктофон и слышу... мягко говоря не очень интеллигентные слова, вперемежку с научными терминами. Корреспондент, А. Романов мне пояснил, что, когда не на публику, Дмитрий Сергеевич выражается именно так. У него есть и исследование по лагерному мату. Специалист со времён Соловков (в которых он, как потом мне объяснил академик Ю. К. Бегунов, не сидел, а работал)... Вот и ещё один кумир для меня пал... Всё в мире не так, как кажется... Мир наполнен фантомами, всё вывернуто наизнанку... Потом отзыв Лихачёва мы напечатали, вырезав, конечно, грубые выражения.

Для меня же, как и для всех, работал созданный им телевизионный образ... Да, это важно. И теперь я понимаю: никто не оценивает то, что ты делаешь (или не делаешь) в науке. Это понимают единицы. Помнят и ценят лишь то, как ты выглядишь на публике. Хороший ли ты актёр? Похож ли на учёного внешне?

И стоило мне на несколько лет уйти в фундаментальную науку (а там проблемы, языковые, исторические, которые не разрешались столетиями!), как и меня стали забывать... Но я сознательно пошёл на это: кто же ещё?

Очевидно, что такую разную реакцию на статью у академиков вызвало примечание о «Велесовой книге». Сподвижники Дмитрия Сергеевича Лихачёва с ней тогда уже воевали. И это понятно, все они, брошенные по сути государством, уходили тогда под крыло церкви, издревле воюющей с язычеством. А сторонники академика Б. А. Рыбакова, где собрались люди, интересующиеся языческой стариной, христианскими ересями и старообрядчеством, да и просто атеисты, присматривались к ней, размышляли...

Статья, благодаря отзыву Б. А. Рыбакова, получила широкий отклик. По ней был снят фильм «Внуки Дажьбога» в киностудии «Центрнаучфильм». И меня сняли в главной роли — волхва, которому я дал имя: Бус Кресенъ. Дело было в июне (старославянском кресене), как раз на мой день рождения. Мне исполнилось 25 лет, на экране же я выглядел столетним старцем. Чудеса кино!

Но больше всего меня удивило, что на эту сугубо научную статью откликнулись наши читатели. Нам стали приходить согни писем... Поразила людей не только тема, но сам заход статьи, которая начиналась со слов о волхве, достающем берестяной короб, где хранятся клубки с узелковыми письменами, а также о вещей птице Гамаюне, песни коей этими узелками были записаны-завязаны...

Чудеса Гамаюновы

Одно из писем тогда пришло из Хакасии. От потомственной шаманки, а тогда хореографа Хакасского Республиканского драматического театра, Душиной Татьяны Сергеевны.

Она писала, что Гамаюн, упоминаемый в моей статье, — это «кам ойын», в хакасской традиции полуптица-полу-зверь-получеловек. Шаман-кам может по чаламе — нити с узлами передать просьбу божеству. Множество жгутов, верёвок, лент, нитей, свисающих с одежд шамана, — это целый сонм душ и духов-помощников. На шапке — голова совы или филина, «птицымудрой, птицы вещей».

В своих камланиях-путешествиях кам может полетать птицей «через море раздольное, через горы высокие, через мный лес, через чисто поле». Его одежда, по-хакасски ип», не только рассказывает о том, кем является шаман, также — это жилище, дом для души. А душа с телом свя-ы невидимой нитью, которая может вывести нас с того ета на этот...

Бубен же кама — это говорящий короб, наполненный клубками с песнями. Он может поднять своего хозяина по-бно верному коню на любой слой Неба, где кам, если бу-т ловким наездником и метким стрелком, одолеет в по-единке других претендентов и добудет себе в Небесной страйк жену.

Бус Кресень читает «узелковое письмо». (Центрнаучфильм, 1992)

Бубен будет и луком, из которого кам поразит птицу, что выронит в морскую пучину яйцо. Бубен кама — это лодка и Ноев ковчег, потому что кам лечит и спасает ещё и души животных и зверей...

Завершала она своё письмо словами: «Проникнув глубоко в русские сказки и сравнив их с преданиями хакасов, находишь много общего и понимаешь — всё это правда!»

К тому же письму Татьяна Сергеевна приложила несколько листков, которые она написала после шаманских камланий «автоматическим письмом» (то есть таким, которое делается в трансе, без участия разума).

Там были тексты на двух десятках азбук, а также иероглифы. В отрывках угадывались языки: украинский, латини-,а (что-то по-португальски или по-испански), там же была и ак будто арабская вязь, что-то по-китайски и, может быть, о-тибетски и по-персидски.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru