Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Знаки и руны волхвов Страница - 6

Значит, древние славяне могли иметь клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных ведических гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не отсюда ли выражение: «наврать три короба», которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках в таких коробах, воспринимались как языческая ересь). При чтении нити с узелками, скорее всего, «наматывались на усы» — очень может быть, на приспособления для чтения.

Узелковая письменность — один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо «цзе-шен» было известно в Древнем Китае.

Популярным было это письмо и у карел и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами. О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе «Калевка».

Наносил мне песен дождик,

Мне навеял песен ветер,

Принесли морские волны...

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку...

И в амбаре под стропила В медном ларчике их спрятал.

В фольклорной записи Элиаса Леннрота, собирателя «Ка-левалы», есть ещё более интересные строки, записанные им ойг знаменитого рунопевца Архипа Иванова-Пертунена (4.769-1841). Рунопевцы пели их в качестве зачина перед ис-лолнением рун:

Вот развязываю узел,

Вот клубочек распускаю.

Запою я песнь из лучших.

Из прекраснейших исполню...

Следует внимательнее прислушаться к словам рунопевца й не забывать о веках совместного проживания славян и финнов, об общих чертах в культуре наших народов.

Известно также, что в некоторых латвийских деревнях вплоть до недавнего времени сохранялась узелковая письменность, существовали родовые записи (сообщавшие о предках, о том, кто и когда жил, и т. п.). Об этом недавно сообщил этнограф Александр Миловский в статье «Узелок для памяти» (журнал «Вокругсвета», № 6,1987).

Наруч с Семарглом из Старой Рязани. XII век

В древности узелковая письменность была известна повсеместно. Это подтверждают и археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений дохристианского времени, видны несимметричные изображения узлов, служившие, на мой взгляд, не только для украшения (например, узлы на наручах). Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, делает обоснованным вывод о том, что они могли применяться и для передачи слов.

Остались ли какие-либо следы узелковой письменности? Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно перерисованных с предметов дохристианской эпохи. Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху «двоеверия».

Тогда христианские храмы украшались ликами святых, в которых можно узнать охристианизировавшихся русских богов: Перуна — Илью Пророка, Дажьбога — Христа. Также украшали тогда храмы и магическими узорами. Несмотря на то что с тех пор изменился язык, вполне возможно расшифровать некоторые из этих знаков.

Например, часто встречающееся изображение простой петли-круга и с уверенностью расшифровывается как знак верховного славянского бога — Рода, родившего Вселенную,

Природу, Богов, по той причине, что ей соответствует окружность рисуночно-пиктографического письма (того, что черноризец Храбр назвал чертами и резами).

В пиктографическом письме этот знак трактуется в более широком смысле: род — как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол «родить» и тому подобное. Символ Рода — петля является основой для многих других узлов-иероглифов. Он способен придать словам сакральное значение.


Петля-круг с крестом — это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска — Хорса. И в этом символе легко выделяется свастика, или коловрат.


Каков был символ у солнечного бога Дажь-бога? Знак его должен чуть быть более сложным, так как он не только бог солнечного диска, но и всей Вселенной, он — податель благ, прародитель русского народа (в «Слове о полку Игореве» русских называют внуками Да-жьбога).

После исследований Б. А. Рыбакова стало ясно, что Дажь-бог (подобно его индоевропейскому «родственнику» солнечному богу — Аполлону) летал по небу на колеснице, в которую были впряжены лебеди (или ирийские птицы, иногда крылатые кони), и возил Солнце.

А теперь сравним скульптуру солнечного бога западных праславян из Дуплян (1) и рисунок на заставке из Симоновской Псалтыри XIII века (4). Не изображён ли на ней символ Дажьбога в виде петли с решёт -  ~


Кой?

Простою решёткой обычно, со времён первых энеолитических пиктографических записей, обозначались вспаханное поле, пахарь, также богатство, благодать.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru