Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Нарушение морских коммуникаций - Страница 4 Первая мировая война

Более того, иногда для достижения весомых военно-политических результатов оказывалось достаточным создать морским перевозкам эвентуального противника потенциальную угрозу. Хрестоматийный пример такого рода — сосредоточение крейсерских эскадр контр-адмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова в Нью-Йорке и Сан-Франциско соответственно во время польского восстания 1863-1864 гг."^. Опасность причинения неприемлемого экономического ущерба в результате снижения грузооборота на атлантических и тихоокеанских коммуникациях изрядно поспособствовала отказу великобританского правительства от вмешательства в польские дела, что привело к демонтажу антироссийской коалиции (Англия — Австрия — Франция) и предотвращению большой европейской войны.

Однако именно в годы Первой мировой войны действия на океанско-морских сообщениях приобрели масштабы, не имевшие прецедентов в предшествую-

Между ними с их оборудованием (системы управления и связи, навигационные системы и средства, гидротехнические сооружения и т. д.). (Словарь терминов оперативного искусства Военно-Морского Флота / Сост. В. В. Пучнин. СПб.: Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова, 2001. С. 73, 74.)

Корбетт Ю. Некоторые принципы морской стратегии: Пер. с англ. М.: Госвоениздат, 1932. С. 74.

Цит. по: Белли В. Борьба на морских коммуникациях // Морской сборник. 1939. № 12. С. 57. См. подробнее: Золотарев В. А., Козлов И. А., Шломин В. С. История флота государства Российского. В 2 т. Том первый. 1969-1941. М.: Терра, 1996. С. 139; Врубель В. Визит дружбы русских кораблей к берегам Америки // Военно-исторический журнал. 1977. № 4. С. 101-105; Кожевников М. Операция русского флота в Северной Америке 1863-1864 гг. // Морской сборник. 2009. № 10. С. 69-79; Нейман В., Кузнецов О. Русские эскадры у берегов Америки // Морской сборник. 2011. № 10. С. 77-86; Соболев В. С. Андреевский флаг на рейде Сан-Франциско // Гангут. Вып. 31 (2002). С. 96-100.

Щей истории войн; «удельный вес» борьбы на коммуникациях в системе боевой деятельности воюющих флотов существенно возрос. Именно из опыта войны 1914-1918 гг. германский адмирал В. Гладиш — автор одного из первых зарубежных исследований основ оперативного применения военно-морского флота — сделал уместный вывод о том, что «обеспечение морских коммуникаций..., а также борьба за морские пути являются той задачей^ которая ложится в основу оперативного применения морского флота (выделено мной. —Д. К.)»

Очевидная причина этого состояла в резком усилении влияния экономических факторов на ход и исход военного конфликта. В годы Великой войны для обеих противоборствующих коалиций обеспечение бесперебойных перевозок морем переросло в первостепенную стратегическую проблему. Война 1914-1918 гг. убедительно показала, что «от сохранения и правильного функционирования коммуникаций воюющей стороны зависят ее победа или поражение и в конечном счете ее существование»^.

Эту проблему смогла решить Великобритания, поддержание жизнедеятельности которой в наибольшей мере зависело от ввоза извне. Несмотря на все усилия кайзеровского флота, в первую очередь его подводных сил, англичане при помощи своих союзников обеспечили объем импорта на уровне, достаточном для победоносного завершения войны. В то же время Германия была задушена флотами Антанты (при ведущей роли британского Гранд Флита) в тисках «голодной» блокады и оказалась не в состоянии воспользоваться плодами своих побед в грандиозных полевых сражениях и оккупации значительной части неприятельской территории^. Как заметит впоследствии германский военно-морской теоретик В. Вегенер, «Германия потерпела поражение потому, что мировая война оказалась морской»^.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru