Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Чтения и рассказы по истории России Страница - 1


Сергей Михайлович СОЛОВЬЕВ

—Ф—• ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

+

РУССКАЯ ЛЕТОПИСЬ •

ИЗ «ИСТОРИИ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН»

ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

О ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ •

РАССКАЗЫ ИЗ РУССКОЙ ИСТОРИИ ЖГИ ВЕКА

ИЗДАНИЕ ПОДГОТОВИЛ С. С. ДМИТРИЕВ

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА» 1989

84 Р I С 60

Составление и вступительная статья С. С. Дмитриева

Комментарии С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой

Иллюстрации

В. В. Лукашова

Соловьев С. М.

С 60 Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой; Ил. В. В. Лукашова.— М.: Правда, 1989.—768 с., ил.

В сборник великого русского историка С. М. Соловьева (1820—1879) включены наиболее характерные и общедоступные произведения: «Русская летопись для первоначального чтения», «Публичные чтения о Петре Великом», отдельные материалы из его главного труда «История России с древнейших времен», а также документальные очерки «Рассказы из русской истории XVIII века».

4702010100— 1937

С —77- 1937—89  84  Р  I

080(02) — 89

© Издательство «Правда». 1989. Составление. Вступительная статья. Комментарии. Иллюстрации.

СОЛОВЬЕВ — ЧЕЛОВЕК, ИСТОРИК

Обширному кругу наших современников мало знакомы судьбы и взгляды историков России. Биографии и труды немногих из них обстоятельно изучены. Немало написано о В. Н. Татищеве, Н. М. Карамзине, В. О. Ключевском. Не так обстоит дело с С. М. Соловьевым, изборник сочинений которого в руках читателя.

Нужно предварить чтение этих сочинений очерком жизни — трудов и дней Соловьева. Кто он и откуда? Из какой семьи и среды вышел? Где учился? Как образовывалась его личность? Чему и как сам учил? Как жил и работал? Далее: каковы мысли ученого об истории, особенно об истории России? Что из его духовного наследия вошло в русскую культуру и остается в общественной памяти?

Существенно значимы для постижения человека и историка обстановка, условия его детства, отрочества и юности. «Москва, России дочь любима», полноводные русские реки — Волга, Ока, Волхов, славные города срединной России: Ростов, Ярославль, Тверь, Коломна, Новгород, Псков — вот родные, с юности близкие места будущего историка. Впечатления от них, живое общение с местным людом — духовными особами, лицами купеческого, мещанского сословий, с разночинцами, с крестьянами, нередко уже приобыкшими к городским запросам,— вот что окружало и наполняло молодую душу картинами российской жизни двадцатых — тридцатых годов прошлого столетия.

Родился Сергей Михайлович Соловьев 5 (по н. ст. 17) мая 1820 года в Москве в семье священника и законоучителя (то есть преподавателя закона божия) Московского коммерческого училища. В училищных стенах, в служебной квартире жила семья его отца.

Михаил Васильевич Соловьев, отец будущего историка, принадлежал к духовному сословию. «Родня отца моего, священники, дьяконы, дьячки оставались в селах...»Помог отцу выбраться в город, вероятно, влиятельный московский митрополит Платон Левшин. Он вызволил отца из сельской глуши и пристроил в дом графа И. А. Ос-термана, жившего в отставке в первопрестольной столице. Для того времени это был хорошо образованный священник: свободно говорил по-французски, знал древнегреческий, имел небольшое собрание книг. В московском дворянско-чиновном обществе был принят, неизменно благодушен и разговорчив.

1 Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. М., 1983, с. 241. Далее — Записки, с указанием страниц по данному изданию.

Женился М. В. Соловьев на дочери небольшого чиновника, добравшегося до дворянского звания, Е. И. Шатровой. В детстве она осталась сиротой; помог воспитать и выходить ее дядя, занимавший высокий пост ярославского и ростовского архиерея. Считая себя особой светской, по отцу дворянкой, она тяготела к светским людям, людей из духовенства не жаловала. Именно мать внушала сыну «отвращение от духовного звания, желание как можно скорее выйти из него, поступить в светское училище» (Записки, с. 241),

Однако отец по заведенному в семьях белого духовенства обычаю записал восьмилетнего мальчика в Московское духовное училище. При этом оговорено было, что жить мальчик будет дома, в семье, отец сам будет его учить закону божию, греческому и латинскому языкам; по другим предметам ученик будет ходить в классы Коммерческого училища. Только сдавать экзамены он должен был в духовном училище. Поездки на экзамены и обстановка там мучили ученика; все в училище выглядело бедным, неопрятным; учителя поражали грубостью. В Коммерческом училище учили тоже плохо. Но тут был свой плюс; мальчик мог доставать книги и всласть предаваться чтению. Страсть к чтению рано овладела им. Отец, сам педагог, видел, что нет прока в дальнейшем пребывании сына в этих училищах. Решено было выписать сына из духовного звания и отправить в гимназию.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru