Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Древнейшие государства на территории СССР - Страница 5

Характерно, что большинство авторов — ал-'Омари, ас-Са-фади, Ибн Халдун, Хаджжи Халифа — упоминают ал-Идриси лишь в связи с описанием Рожера II, подчеркивая, что ученый, будучи по происхождению из халифского дома, пользовался особым расположением своего мецената, назначившего ему «содержание, которое бывает только у царей» 33. На это обстоятельство обратил внимание Т. Левицкий, полагающий, что Рожером, незаурядным политиком своего времени, правителем обширной державы, когда он приглашал ко двору ал-Идриси, руководила не «любовь к представителям философских наук», о которой пишет ас-Сафади, а чисто практические интересы. И то, что выбор Рожера пал на ал-Идриси, объяснялось не высокой научной квалификацией последнего — о научной деятельности ал-Идриси в досици-лийский период его жизни не сохранилось никаких свидетельств, — а тем, что он был потомком кордовских халифов. Выдающееся положение, которое занимал ал-Идриси при дворе в Палермо, большое уважение, которое ему оказывали, щедрость не слишком расточительного 34 Рожера по отношению к своему протеже указывают, по мнению Левицкого, на то, что Рояшр видел в ал-Идриси возможное орудие своих далеко идущих политических замыслов 35.

Инициатива составления «Нузхат ал-муштак» по традиции приписывается Рожеру, пожелавшему иметь «нечто в виде изображения мира», сделанное специально для него 36. С этой целью ал-Идриси в течение 15 лет, как сказано в предисловии к сочинению, собирал материал. По словам ал-Идриси, предшествующая историографическая традиция оказалась неудовлетворительной с точки зрения поставленных перед географом задач: Рожер, прочтя книги историков и географов, нашел, что приводимые ими сведения неполны и необстоятельны. «Тогда он призвал к себе знающих эти вещи и стал их испытывать в этом, обсуждать с ними это, но не нашел у них знания больше, чем в упомянутых книгах. Когда же ни увидел их в таком состоянии, то послал в прочие свои страны и призвал знающих их, странствовавших там и расспрашивал их о них через посредника и всех вместе и отдельно». Биограф XIV в. ас-Сафади сообщает, что Рожер даже специально посылал своих людей для сбора сведений, ибо он хотел «проверить рассказы про страны воочию, а не на основе того, что передается в книгах». Вместе с ал-Идриси король отобрал «людей умных, смышленых, способных» и отправил их «по климатам востока и запада, юга и севера». «Он отправил с ними художников, чтобы зарисовать то, что они увидят, на глаз, и велел обследовать и исчерпать все, что надо знать. Когда кто-либо из них возвращался с изображением, аш-Шериф ал-Идриси закреплял его, пока не завершилось то, что он хотел». У Идриси есть также указание на то, как Рожер оценивал достоверность полученных им сведений: «То, в чем речи сходились, а передача ими всего этого казалась верной, он закреплял и оставлял; в чем они расходились, он отменял и откладывал». Далее он «пожелал выяснить с несомненностью истинность того, в чем сошлись указанные люди, поминая длину расстояний о странах и их обширность, и приказал доставить ему доску для черчения. Он стал проверять это мерками из железа, одно за другим, смотря в книги, упомянутые раньше, и взвешивая слова их авторов. Он внимательно рассмотрел все это, пока не остановился на истине; после этого он приказал, чтобы ему был вылит из чистого серебра диск с разделениями, большой величины, толстый в ширину, весом в 400 ритлей по римскому счету, в каждом ритле 112 дирхемов». На этом диске Рожер приказал начертить изображение семи климатов и составить книгу, «соответствующую тому, что в этих формах и изображениях» 37.

Результатом работы явилось создание серебряного диска с изображением карты мира, а также книги, содержащей описание обитаемой земли и карту мира. Серебряный диск, как предполагают, был разбит и расхищен в 1160 г., когда дворец Рожера II подвергся разорению 38. В отличие от круглой карты мира, имевшейся на диске, карта мира, дошедшая в составе книги, имеет прямоугольную форму. Она состоит из 70 отдельных карт — по числу частей, на которые ал-Идриси поделил земную поверхность. Согласно птолемеевской традиции, ал-Идриси выделил семь широтных зон — климатов 39, каждый из которых он механически разделил на десять поперечных частей-секций (джуз’). Описание земли в книге ведется по климатам, с юга на север, а в пределах климата — по секциям, с запада на восток. Каждое описание связано с соответствующей ему картой.

Необходимость упорядочить огромное количество фактического материала обусловила ряд особенностей «Нузхат ал-муштак», которые, как показывает исследовательская практика, следует учитывать при анализе произведения. Это, во-первых, несоответствие между текстом и картой разных секций: в одних случаях текст был считан с карты, в других, напротив, карта являлась картографическим переводом текста. Во-вторых, данные о расстояниях между населенными пунктами, полученные от разноязычных информаторов и выраженные в различных метрологических системах, ал-Идриси не сумел свести к какой-либо одной единице длины, поэтому в тексте расстояния приводятся то в пространственных, то во временных единицах: в милях, днях пути и переходах (мархала). Не говоря уже о дне пути и переходе, величина которых непостоянна, неопределенным остается и расстояние, обозначенное в милях, так как автор не оговаривает, какую милю он имеет в виду в том или ином случае — арабскую, итальянскую или франкскую. Поэтому расчеты, сделанные при анализа известий по одному региону, бывают недействительны для сообщений, касающихся другого 40.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru