Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Гоголь: Материалы и исследования Страница - 1


Учреждение Российской Академии наук Институт мировой литературы им. А. М. Горького

Н. В. Гоголь: Материалы и исследования

Вып. 2

НАЦИО!:.1/ • ' адател УДМУРТС кО и 1 .С,;Р)А11КИ

Г. Ижевск, ул. Советская, 11

МОСКВА ИМЛИ РАН 2009

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) Проект № 08-04-162596

Редколлегия:

Е. Е. Дмитриева (отв. ред.), Ю. В. Манн, Е. Г. Падерина

Рецензенты: д. ф.н. И. З. Сурат, д. ф.н. С. В. Сапожков

На обложке использован рисунок А. Бенуа «Портрет Гоголя в окружении персонажей из его произведений», 1952 (РГАЛИ. Ф. 938. Он. 1. Ед. хр. 34)

Н. В. Гоголь: Материалы и исследования. Вып. 2. — М.: ИМЛИ РАН, 2009 — 376 с.

Настоящий сборник продолжает серию научных изданий, посвященных жизни. и творчеству Гоголя. Издание осуществляется параллельно с подготовкой академического Полного собрания сочинений и писем Н. В. Гоголя. Наряду с новыми исследованиями сборник включает в себя публикацию неизвестных архивных материалов. Вместе с отечественными авторами представлены исследователи из других стран (Италии, Израиля, Франции).

© ИМЛИ РАН, 2009 © Коллектив авторов, 2009

I5ВN 978-5-9208-0328-3


От редакции

Сборник «Н. В, Гоголь: Материалы и исследования» продолжает серию одноименных изданий, задуманных в качестве спутников к подготавливаемому в настоящее время Полному академическому собранию сочинений и писем Н. В. Гоголя. Первый выпуск данной серии вышел в 1995 г, в издательстве «Наследие».

Настоящий выпуск состоит из пяти разделов: «Архивные разыскания», «Текстология», «Гоголь-переводчик», «Комментарий», «Поэтика и традиция».

Книга открывается публикацией неизвестной цензурной редакции повести «Рим», а также неизданных писем В. И. Белого к Гоголю. Следующие затем статьи посвящены изучению гоголевского окружения в Нежине, библиотеке Никитенко в Томске, содержащей книги с дарственными надписями Г ого ля.

В центре внимания исследований, помещенных в разделе «Текстология», — история создания и последующего бытования в списках комедии «Женитьба», «Повести о капитане Копейки-не», «Выбранных мест из переписки с друзьями», «Авторской исповеди». В разделе «Комментарий» публикуются материалы к «Мертвым душам» и «Записным книжкам» Гоголя.

В отдельный раздел выделены работы, касающиеся деятельности Гоголя как переводчика театральных пьес с французского и итальянского языков.

Книга завершается статьями, посвященными различным проблемам творчества Г оголя: рассматривается его художественная характерология, вопросы гоголевского историзма и развитие им легендарно-мифологической традиции, проблема гоголевского топоса и история творимых вокруг самой личности Гоголя легенд.

В сборнике наряду с отечественными авторами выступают ученые из Израиля, Италии, Франции.

Гоголевские тексты цитируются по Полному академическому собранию сочинений в 14 т. (1937-1952) с указанием в круглых скобках тома и страниц.

АРХИВНЫЕ РАЗЫСКАНИЯ

А. С. Бодрова

«...Поправки были важные...»:

К истории текста повести Н. В. Гоголя «Рим»'

Как хорошо известно, отрывок «Рим» впервые увидел свет на страницах мартовской книжки журнала «Москвитянин» за 1842 г.’ Холодно и немногословно встреченный современниками2, «Рим» был заслонен шумным успехом гоголевской поэмы, наконец вышедшей из печати в мае того же года: «<...> “Мертвые души” сразу поглотили все внимание читателей и критиков, отодвинув на задний план все остальное»3. Невыгодное для повести хронологическое соседство с «Мертвыми душами» и напечатанной в 1842 г. «Шинелью» сказалось и на ее исследовательской судьбе — до последнего десятилетия «Рим» редко привлекал научное внимание4, и даже в настоящее время, когда число работ о повести — как отечественных авторов, так и западных славистов — неуклонно растет5, история текста «Рима» остается во многом непроясненной и оставляет множество вопросов.

При практически полном отсутствии рукописей (известен лишь небольшой набросок начала повести, датирующийся 1838— 1839 гг.6) этапы работы над «Римом» восстанавливаются лишь на основании косвенных сведений — мемуарных сообщений современников и эпистолярных свидетельств как самого Гоголя, так и близких к нему лиц. Об изначальном авторском замысле, возникшем, как предполагают комментаторы, весной 1838-го или же осенью 1839 г.7, известно лишь то, что Гоголь намеревался написать роман, «самую романическую историю» о «взявшейся, один бог знает откуда, красавице» — Аннунциате8. Первые главы своего нового сочинения Гоголь читал в Москве у Аксаковых и других знакомых в январе — феврале 1840 г.9 Продолжение работы над повестью можно, вероятно, датировать зимой 1840—1841 гг., которую Гоголь провел в Риме, где неоднократно получал настойчивые письма Погодина с просьбами поддержать «Москвитянин»10. Косвенно об этом свидетельствует объявление, помещенное Погодиным во 2-й книжке его журнала на 1841 г., где он анонсировал в числе новых произведений Гоголя повесть «Мадонна ёе1 боге<з1с!>»11. Однако, очевидно,

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru