Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История России x - Страница 10 История России

К богам славяне обращались с помощью магических заклинаний,

| свои просьбы к ним сопровождали соответствующими обрядами и чергвоприношениями. Сложился устойчивый календарь языческих молений и празднеств, связанных с природой и земледелием, которые уже «в рамках» христианства дожили до наших дней. В новогодние . пятки проводились гуляния «ряженых» и гадали о предстоящем годе (девушки —о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приурочена Масленица —праздник проводов зимы с приготовлением обрядовых блинов —символа солнца. Главным летним событием был ень Ивана Кулалы —древний общеславянский праздник Русалий, лень летнего солнцеворота, когда надо было совершать моления о южде. плодородии полей и разжигать костры но берегам рек е пением, плясками и «игрищами неподобными». Помимо особых праздничных молений, люди стремились всеми возможными мерами оградить себя и свой дом от воздействия чужих, враждебных сил — уиырей-вампиров и мертвецов —«навий». Для этого служили особые заговоры и нанесение специальных знаков на жилище, утварь и одежду.

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития происходят изменения в русской погребальной обрядности: захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-до-мопипах (что отразилось в известном сказочном сюжете об «избушке па курьих ножках») сменяется погребениями праха в курганах, а затем шхоронением тела в курганах с разведением ритуальных костров. При этом по-прежнему покойникам клади в могилу посуду с едой и питьем; .рестьянина сопровождал в иной мир нож, женщину —подвенечный убор, воина — оружие. Неотъемлемой частью древнего быта было и ежегодное поминовение умерших в родительские дни (радуница, родительская суббота), включенное затем в православный церковный обиход.

В VI—X вв. возникали крупные культовые центры — святилища

Па обнаруженных археологами городищах (Богиг и Звенигород на р. Збруч на Украине) находились специальные капища — вымощенные камнем площадки, где ставились идолы, совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах находили кости животных, зерно, обычные предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ солнца), металлические замки и ключи (символы сохранности), ножи, косы, стрелы (для защиты от злых сил). Богатые люди отдавали золотые и серебряные украшения: височные кольца, колты, гривны. В особых случаях совершались человеческие жертвоприношения, в том числе и детские. Круглая форма таких капищ определила их название «хоромы» (от «хоро» —круг); и позднее христианская религия удержала древнее слово «храм» для обозначения церкви. Рядом с капищами находились большие общественные постройки, где выпекался культовый хлеб и проходили ритуальные пиры-братчины. Руководили такими культовыми центрами языческие жрецы-волхвы, разрабатывавшие систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знавшие лекарственные травы и организовывавшие многодневные общественные празднества. По-видимому, именно это «языческое духовенство» придумало особую знаковую систему («черты и резы») для заданий, составляло и хранило предания-кощюиы, некоторые из которых позднее вошли в первые русские летописные своды.

Образование государства Русь. IX в. характеризуется развитием основ древнерусской государственности. Это подтверждает ряд сохранившихся летописных свидетельств. Первое из них отмечено под — 838/839 г., когда в столице империи франков при дворе сына Карла Великого Людовика появилось посольство от правителя («кагана») народа «рос», перед этим уже побывавшее в Константинополе. Под «каганом» можно предполагать неизвестного нам но имени правителя одного из первых восточнославянских протогосударственных образований. С этими сведениями можно сопоставить и византийские известия о появлении войска «росов» под стенами Константинополя в 860 г.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.