Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История России x - Страница 2 История России

11 ідапйе содержит библиографию, включающую учебники, учебные пособия, монографические исследования, хрестоматии, крупные документальные публикации, мемуары и сборники статей, хронологическую таблицу, в которой приведены даты важнейших событий российской истории, а также приложения. Важнейшие внешнеполитические события датируются как по старому, так и (в скобках) по новому стилю.

Авторы выражают признательность рецензентам — коллективу кафедры истории Института переподготовки и повышения квалификации при МГУ им. М. В. Ломоносова и доктору исторических наук В. П. Михеепкову за полезные рекомендации, пожелания, а также ценные замечания, которые были учтены при подготовке учебника.

Руководитель авторского коллектива доктор исторических наук, профессор Л. Л. Чернобаев

ВВЕДЕНИЕ

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех пародов, объясняется потребностью человека шать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и пред видеть будущее. Великий русский историк В. О. Ключевский писал: •Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не тающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем,

I ак и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а помаются по чьему-то детскому капризу».

Изучение курса «История России» в высшей школе определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории п хронологических рамках с ІХ. по XX в. включительно. Лишь познав йкторию своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История —наставница жизни». На исторических примерах поди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время—помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция Истории определяется тем, что сс фак-

Тологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

История России — часть мировой истории. Авторы учебника стремились показать, как в рамках общемировых закономерностей развивались российское общество и государство, какое влияние на эти процессы оказывали природа и климат евразийского геополитического пространства, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессионный состав населения, внешние факторы и т. д.

В основу изложения материала положены общие методологические принципы исторического познания (важнейшие из них—принципы объективности и историзма), а также конкретные методы исторического исследования.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.