Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История России x - Страница 3 История России

Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.

Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Среди них—логический, синхронно-хронологический, ретроспективный, структурно-системный, математического анализа, социологический и др. Применение всех этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизводить процесс исторического развития с его общими, особенными и индивидуальными чертами, систематизировать исторические знания.

Кроме того, необходимо учитывать то, что современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т. д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

Превращение исторических знаний в многоотраслевую пауку происходило постепенно, на протяжении длительного времени. Важным этапом стал период античности. «Отцом истории» принято считать ірска Геродота, жившего в V в. до н. э. В его «Истории» дано яркое fi

Описание многих событий того времени, особенно греко-персидских іюіііі. Во введении к своему бессмертному сочинению автор подчер-і пиал: «Это есть изложение исследования Геродота Галикарнассца, для юго чтобы от времени не изгладилось в памяти все, что совершено нодьми, а также чтобы не заглохла слава о великих и достойных у дивления деяниях, совершенных частью эллинами, частью варварами, •по касается как всего остального, так и причины, но которой между ими возникла война». Из этих слов видно, что Геродот, представлявший человеческую историю как развертывающийся во времени и пространстве процесс, в ходе которого меняются судьбы людей и I осударств, был близок к подлинному историзму в восприятии событий и фактов.

Дальнейшее развитие историческая наука получила в эпоху Средневековья. Человеку той поры история представлялась самостоятельным процессом, который приобретает смысл лишь при рассмотрении и плане вечности и осуществления Божественного замысла, Божественного провидения (отсюда — провиденциализм, составляющий суть редневекового мировоззрения). Основателем христианской историо-Iрафии считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311 г.

Подлинный переворот в духовной жизни общества происходит в 'іюху Возрождения, когда в центр мироздания был поставлен человек. От латинского homo (человек) и studia humana (светские науки) новое мировоззрение получило наименование «гуманизм». Важнейшим до-тижснисм историков-гуманистов (самый знаменитый из них — итальянец Никколо Макиавелли) стало возвращение к принципам штичного прагматизма, рассмотрение и оценка прошлого с точки ірснйя земных, а не небесных интересов.

Мыслители эпохи Возрождения заложили основы европейской исторической науки Нового времени. В XVII в. она развивалась под сильным влиянием идей рационализма (от лат. rationalis —разумный) — философского направления, признающего разум (ratio) основой по-.нация и поведения людей, естественного права и общественного юговора. В следующем столетии, в век Просвещения, происходит расширение тематики исторических трудов, ученые отказываются от ¦ редпевековых теорий избранных народов, от европоцентризма. Историки-просветители (Вольтер, Д. Дидро, Э. Гиббон, Д. Юм, И. Гердер) настойчиво искали причины происходивших событий. Крупным до-шжением того времени стала идея закономерности и прогресса в .Ощественной жизни.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.