Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История России x - Страница 9 История России

Другим важным фактором распада родового общества у восточных

I  іііінян стало появление начиная с VIII в. первых протогородов, которыми становились и центры союзов племенных объединений или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков,

II  іборск, Полоцк), и поселения торгово-ремесленного характера на |'живленных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под

Новгородом, Гнездово в 12 км от нынешнего Смоленска). Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских (кузнечных, ювелирных, гончарных—вместе с появлением в X в. гончарного круга и др.). К X в. такие центры превращаются в города с укрепленным детинцем, или кремлем в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом.

Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати —ре. ксов и архонтов и о наличии у славян рабов. Прокоций и другие хронисты называют имена таких восточнославянских князей, как Мезамир, Хильвудий, Пирогаст, которые стали в Византии полководцами и администраторами. Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники. Арабский ученый ибн-Хордадбех рассказывал в своей «Книге путей и стран» (вторая половина IX в.), как из страны славян купцы «ар-Рус» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу Арабского халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист начала X в. Ибн-Русто знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем («главой глав») дани с подданных «на свое содержание». Историк X в. аль-Истахри выделил три центра «русов» во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словсне) и загадочный город Арса (Аргания). Появление таких политических образований свидетельствует о попытках государственного объединения славянских союзов племенных княжений. Таким образом, вторая половина I тысячелетия н. э.— это время, когда внутреннее развитие восточнославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры общества, к образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена.

Верования восточных славян. Язычество —это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти. Языческие верования в течение многих веков уживадись с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

По сообщению «Слова об идолах» безымянного русского писателя XII в., славяне поклонялись «упырям» (вампирам) и «берегиням», олицетворявшим силы добра и зла. Эти культы восходили к эпохе каменного века.

С переходом к земледелию появились аірарный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Для периода VI—IX вв. уже характерна развитая система космологических пред-

Т


МММ

4

' Iявлений: Земля виделась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Макошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и «верхнее небо» с запасами дождевой воды; подземным миром управлял Яшер и вязанный с культом предков бог Волос. Изображение этих трех сфер H i скульптуре давно известного Збручского идола свидетельствует о гом, что славянам уже была известна идея монотеизма —объединения нескольких «ипостасей» богов в одном изображении, что подтверждает и византийский историк VJ в. Прокопий Кесарийский: «Они (славяне) читают, что только один Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают...» Кроме верховных божеств славяне верили и в мир более близких им земных существ —леших, домовых, водяных, русалок.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.