Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Изучение Индии в России (очерки и материалы) - Страница 1

УДК 008(540)(47+57-81)(091) ББК71.1 В41



Технический редактор: Соломин А. К).



Рецензенты:



Доктор исторических наук С. Г. Карпюк,



Кандидат филологических наук, доцент А. М. Дубяиский



В41 Вигасин А. А. — Изучение Индии в России (очерки и материалы). — М.: Московский Государственный университет имени М. В.Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, издатель Степаненко, 2008. — 544 с.



978-5-901882-15-3



Очерки А. А.Вигасина представляют историю классической отечественной индологии от ее возникновения до первой трети XX века. Значительную часть книги составляют архивные материалы, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Издание представляет интерес для специалистов по истории востоковедения и но истории науки в России.



Издание осуществлено при финансовой поддержке Культурного центра им. Дж. Неру Посольства Республики Индия в России


Изучение Индии в России (очерки и материалы) - Страница 1

Подп. в печать 30.03.2008. Формат 84x108/32. Бумага офсетная №1. Гарнитура Баскервиль. Печать офсетная. Объём 17 печ. л. Тираж 150 экз.



Для заказов и информации е-таП: ЫпсН2@уапс1ех. ги



Тел.: 8-916-450-01-89



© Вигасин А. А. — 2008 © Степаненко А. Ю. — 2008



18ВК 978-5-901882-15-3



ВВЕДЕНИЕ



Ровно четверть века назад Г. М.Бонгард-Левин предложил мне участвовать в написании книги «1та§е оНпсНа»1, посвященной истории отечественной индологии. Некоторые из написанных мною глав были переработаны и опубликованы в «Ежегоднике Индия»2. Продолжающая эту серию статья «Дело о санскритском словаре» предназначалась для того же ежегодника. Она не была тогда опубликована из-за противодействия И. Д.Серебрякова, а вскоре и сам ежегодник прекратил существование. Лишь позднее статья появилась в журнале «Вестник древней истории» (2003, №2, с. 194-210). В начале 90-х годов П. М.Шаститко пригласил меня участвовать в написании «Истории отечественного востоковедения с середины XIX века до 1917 года» (М., 1997). Мне было поручено написать главу «Индология» (И. П.Минаев, С. Ф.Ольденбург, Ф. И.Щербатской, а также И. Д.Миронов, А. А.Сталь-Голь-штейн, О. О.Розенберг) и дополнить главу об университетской науке материалами по истории индологии. Тогда же в издательстве «Восточная литература» возник план издать сборник работ индологов и цсйлонистов А. М. и Л. А.Мерварт. Сборник так и не был опубликован, однако моя статья об этих ученых, предназначавшаяся для него, позднее была включена в книгу «Репрессированные этнографы»3.



Время от времени мне приходилось публиковать документы и очерки, основанные на работе в архивах Москвы и Санкт-Петербурга4. Рассеянные по различным журналам и сборникам публикации часто проходят мимо внимания исследователей — поэтому надеюсь, что объединение их в виде сборника окажется небесполезно. Около половины объема книги составляют ранее не издававшиеся документы и материалы. Некоторые очерки переработаны и снабжены отсылками на литературу, появившуюся после первого издания. Хотелось бы надеяться, что собранные вместе работы разных лет помогут представить общую картину возникновения и развития классической индологии в России.



Благодарность я испытываю к М. А.Сидорову, предоставившему мне ксерокопии многочисленных писем Ф. И.Щербат-ского С. Ф.Ольденбургу. Благодарен я также К. Д.Никольской за позволение напечатать, в качестве одного из приложений, ее перевод статьи П. С.Палласа.



ГЛАВАI



-ОБРАЗ  ИНДИИ  В  ДРЕВНЕЙ РУСИ5-



Сведения об Индии попадали на Русь двумя путями — из литературы и благодаря непосредственным контактам с Востоком. Существование последних устанавливается с трудом, часто на основании фрагментарных и косвенных свидетельств; информация, заимствованная из письменных источников, значительно богаче.



Вскоре после крещения на Русь хлынул поток греческих и южнославянских книг, стали известны индийские имена, сюжеты и мотивы, проникли представления об Индии, сформировавшиеся несколькими веками ранее в Византии. Византия же получила сведения об Индии из трудов отцов церкви и сочинений поздней Римской империи, в которых фантастические предания раннегреческой литературы сплетались с сообщениями спутников Александра Македонского. Для христианских авторов особенно важными казались рассказы о чудесах Индии, о благочестивых «нагомудрецах», а также о миссии апостола Фомы6. Через посредство Византии на Русь попадала информация, которая восходила к эпохе похода Александра Великого или же к периоду расцвета морской торговли Рима с Аравией и Южной Азией7.



Под византийским влиянием складывалась и оригинальная древнерусская словесность. В одном из самых ранних ее произведений (до середины XI в.), «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона упоминается крещение Индии апостолом Фомою. «Деяния Фомы», повествующие о строительстве апостолом палат для индийского царя Гундофара и обращении царя в христианство, были хорошо известны на Руси в домонгольский период. Составитель «Повести временных лет», описывая расселение народов по земле, говорит о «жребии Симовом» — от Персиды и «до Инди-кия в долготу»"1. Рассказывается и о нравах «бактриан, называемых иначе рахманами или островитянами», которые «из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх божий»8. Этим рахманам (т. е. брахманам) противопоставляются инды (индийцы) , лишенные подобных добродетелей. Оба отрывка заимствованы, видимо, из византийской хроники Георгия Амар-тола (во втором случае хронист и ссылается на «летописание Георгия»), которая была переведена в середине XI в. Содержащиеся в ней сведения об Индии восходят к сочинениям поздней античности о нравах брахманов Палладия и (Псевдо-)Ам-вросия Медиоланского.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru