Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

КОРАБЛИ ВМФ СССР - Страница 3

Одновременно с постройкой КВП пр. 12321 шли работы над десантными катерами на воздушной подушке, способными принимать на борт один средний танк. Первым из них стал катер пр. 1206 («Кальмар»), приспособленный для приема в доковую камеру УДК пр. 1174. В 1972-1985 гг. построили 20 катеров этого проекта. За ними последовали более крупные и совершенные катера пр. 12061 (шифр «Мурена»), которые предназначались для доковых камер УДК пр. 11780. Так как последние не были заказаны флотом, то серию катеров пр. 12061, строившуюся в 1985-1992 гг., ограничили восемью единицами. Кроме того, в 1973-1983 гг. наш флот получил три десантных экраноплана пр. 903 (шифр «Орленок»), способных транспортировать технику массой до 20 т.

Подобных десантно-высадочных средств (в особенности амфибийных десантноштурмовых катеров) не имел ни один флот мира. Дело в том, что в других странах, например в США, такие катера применяются для перевозки войск и грузов с десантных транспортов, стоящих на рейде, на уже захваченный плацдарм или просто на необорудованное побережье при отсутствии сопротивления со стороны противника. А у нас катера на воздушной подушке предназначаются для доставки войск и техники прямо в ходе боя за высадку. Здесь надо отметить, что во многом это авантюра, так как живучесть подобных катеров от пушечно-пулеметного огня, не говоря уже о противотанковых средствах, исключительно низка. Наряду с катерами на ДПП в 1971-1996 гг. строились десантные катера пр. 1176 (~25 ед.) обычного типа, а также быстроходные катера на воздушной каверне пр. 11770 ( три ед.).

Если не брать в расчет такие дорогие и специфические корабли как УДК пр. 1174 или КВПП, то у отечественных десантных кораблей с носовой аппарелью есть огромное достоинство. По сути, они являются судами двойного предназначения и могут широко использоваться в мирное время для доставки грузов в удаленные мелководные и плохо обеспеченные причальным фронтом районы. А их в нашей необъятной стране более чем достаточно. Это редчайший случай, когда строительство боевых кораблей в мирное время может оказаться рентабельным. Неслучайно по общей численности и грузоподъемности десантных кораблей и катеров отечественный ВМФ в 1991 г. занимал второе место в мире, уступая лишь ВМС США. Однако, из-за дефицита судоремонтных мощностей и недостаточного финансирования, своевременно не проводились требуемые ремонты и регламентные работы, что в 90-х годах привело к их обвальному исключению из боевого состава флота.

Большие десантные корабли пр. 1171 - 14 ед.

Основные тактико-технические элементы

Г


Водоизмещение, т:

- порожнем.......................................................... 2000

- стандартное  2905

- полное................................................................................ 4360

Главные размерения, м:

- длина наибольшая (по KBJ1) ........................... 113,0(105,0)

- ширина корпуса наибольшая (по  KBJI)  15,6(15,6)

- осадка при полном водоизмещении  4,5 Главная энергетическая установка:

_ тип..................................  дизельная

- количество х тип ДД - суммарная мощность, л. с...................2  х  М-58А*

Или 2 х М-58А-3** или 2 х М-58А-4*** - 9000

- количество х тип движителей..........................................................2  х  ВФШ

- количество х тип -

Мощность источников тока ЭЭС, кВт 2 х ДГ - по 500 + 1 х ДГ - 750*

Или 3 х ДГ - по 500****

Скорость хода, уз:

- полная.............................................................................................16,5

Дальность плавания, мили:

- ходом 15,5 уз...........................................................  2000  или  4800*****

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров)..............................................................55  (5)

Автономность по запасам провизии с десантом, сут...........15*  или  20****

Минимальный уклон дна для высадки техники

На урез воды, град.:................................................................................2-2,5

Десантовместимость:

- вариант 1 .......................................22  средних  (основных)  танка  и  25  БТР

- вариант 2..................................................................................................50  БТР

* Для пр. 1171 мод. I и пр. 1171 мод. П.

** Для пр. 1171 мод. III.

*** Для пр. 1171 мод. IV.

**** Для пр. 1171 мод. III и пр. 1171 мод. IV.

***** При заполнении топливом топливно-балластных цистерн.

Фото Н. Ю. Прохорова

ЪТЖ. пр. 1171 (О рек), июль 2003 г.

- вариант 3 ................................................................52  грузовых автомобиля

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru