Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Мифы о Беларуси - Страница 2

Вдобавок к тому официальные круги Республики Беларусь — в отличие от властных структур во всех других бывших республиках СССР — принципиально отказываются считать 1991 год (когда от России отделились те ее колонии, котоые имели статус «союзых республик») годом возрождения беларуской государственности. Этой «плохой» даты они стыдятся — то ли из-за огромной любви к СССР, то ли из-за такой же любви к РСФСР, то ли из-за неприятия беларуской национальной идентичности — точная причина неизвестна. Но в итоге получается странная картина: 1991 года в нашей истории как бы и не было, а независимая Республика Беларусь и марионеточная БССР оказываются одним и тем же государством — без каких-либо принципиальных различий между ними.

Этот пример я привел потому, что военных людей принято считать образцом логики и точности. И если даже у них в представлениях о Беларуси и беларусах дважды два —  ™ глпл-

Дии, IV


Рить об остальных жителях государства?

Прискорбно, что подобная путаница присуща не только военнослужащим, но и академической науке Беларуси. Так, энциклопедия «Беларусь» (Минск,

1995 г.) сообщает:

«В процессе формирования и развития беларуский народ прошел стадии от объединения племенных союзов через народность до нации, многие стадии социальной структуры общества»

(с. 517). «В XIII—XVI веках сформировался беларуский этнос» (с. 107). «Процессы консолидации беларуской народности в беларускую Нацию начались в XVI — начале XVII века» (с. 529).

Памятный знак «300лет инженерным войскам Республики Беларусь». Три века назад не было ни РБ, ни Вооруженных Сил РБ


Однако в средние века не существовало слова «беларус», наши предки так себя не называли, не было также «Великого Княжества Беларуского» и «беларуских князей». В Статутах Великого Княжества Литовского (их было три — 1529, 1566 и 1588 гг.) перечислены народы, населявшие страну в XVI веке: это литвины, русины, жамойты, евреи, татары. А беларусов нет! Нет и украинцев.

Может быть, беларусов тогда называли русинами? Сегодня многие так думают. Нет, русинами называли православных жителей Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского (ВКЛ) независимо от их этнической принадлежности. Правильный ответ таков: наши предки в ВКЛ себя называли литвинами, а свой язык либо литовским, либо русским (а не «старобеларуским», как задним числом придумали современные ученые).

Вообще говоря, название «белорус», как и «малоросс» — колониальное, означающее принадлежность к Российской империи. Ни один свободный народ не станет именовать себя колониальными кличками. Представьте себе запорожского казака Тараса Бульбу, с гордостью заявляющего: «Я малоросс!» Чего именно в нем МАЛО?

Дит под красно-зеленым флагом современной Республики Беларусь. Специалистам ликеро-водочной промышленности невдомек, что в средние века флаг с такой расцветкой однозначно воспринимался бы как «знамя ислама».

А чего ожидать от граждан Беларуси, изучавших ее историю по учебнику Лаврентия Абецедарского, написанному в 1961 году? В нем, например, рассказ о войне 1654—1667 годов — самой кровопролитной войне в истории Беларуси, за время которой население наших земель сократилось вдвое (!) — занимает всего два абзаца! Более того, московские захватчики названы там «освободителями» (непонятно от кого), тогда как своя собственная армия — «оккупантами» (притом на своей территории!). Выделен и подчеркнут «важный» эпизод — переход Могилёва на сторону московского царя в 1654 году, но не сказано о том, что те же самые горожане несколько позже восстали против царя и вырезали весь московский гарнизон, за что патриарх Никон предал их анафеме (т. е. церковному проклятию). Более того, эта анафема официально не снята с Могилёва по сей день...

Вызывают грустную улыбку попытки нынешних городских и районных «идеологов» сохранять в Беларуси, неуклонно продвигающейся по пути формирования буржуазного общества, лозунги и «агитки» времен СССР. Вот пример такого «творчества»: плакат в Доме культуры Минского тракторного завода «Будущее Беларуси — на ценностях Великого Октября и СССР!».

Дапамога населън! цтвя Беларус! рус пай арн11, Народный масы Беларус! у час вайны Рас» з Рэччу ПаспалггьА за выэваленне Ук-рашы I Беларус» (1654—1667) зно? узнялкя на вызваленчую ба* раиъбу. Да восен! 1655 г. амаль уся тэрыторыя Беларуа была вызвалена ад войск прашутка I уз'яднака з Рас! яй. 1мкл1ваму прасорвзнню руск! х войск па тэрыторъп Беларуа садэейн! чала лад 1 рым ка народных мес. якую яны аказвал! рускай армп. Беларуск! я сяляне паведамлял! рускаму камандавзнню эвестк! аб руху; стане войск праш^шка, брал! у палон шляхЫца? передавал! !х руск! м войскам. Выя^ляючы свае ампаты» да РасН, а таксама! мкнен-не да уэ’ядкання э ею, населькштва рада гарадо? Беларус! здава* лася «ка (мя царскае*. Так, у жшуш 1654 г. рускаму каманда* ванню добраахвотна здауся горад Маплёу. 1дучы насустрач штарзсам гараджан, царск’| }рад захава? за Маплёаам «маг* дэбургскае права». МагЫё^сшм купцам дазваляуся ^ межах горзда бяглошлжны гакдаль, а таксама давалкя шшыя прывшеи

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru