Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Московское государство XV—XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев - Страница 1

Московское государство XV—XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев - Страница 1

ББК 63.3 (2) М 81



В оформлении обложки использованы иллюстрации к книге: [Oppenbush 1698. Cologne]: Экз. РНБ: Крестный ход в России (м/д с. 72—73) и Русский обряд крещения (м/д с. 116—117)



М81 Московское государство XV—XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев: 2-е издание /Сост. Н. В. Бочкарев. — Москва: «Крафт+», 2000. — 248 с.



Наиболее яркие впечатления иностранцев, побывавших в России в XV—XVI! вв., о людях и религии, быте и нравах, системе управления и обычаях русского народа были собраны и изданы в начале века профессором Н. В. Бочкаревым.



Какими мы были в XV—XVII вв., какое впечатление оставили в памяти европейцев того времени, что более всего бросалось в глаза стороннему наблюдателю и чем мы от них отличались?



Намного ли мы ушли вперед, что потеряли и что приобрели, а от чего отказались за прошедшие три века?



Мы надеемся, что книга заставит читателя где-то улыбнуться, над чем-то задуматься, в чем-то узнать себя, а порой и удивиться.



9 785936 750076 ISBN 5-93675-007-8



ББК63.3



© «Крафт+>>



ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА



В данном издании подборка, сделанная Н. В. Бочкаревым приведена полностью. Переводы, которые использовал Н. В. Бочка-?еВ сверены с современными и откорректированны в соответ - 1 ствии с ними (уточняющие варианты переводов того или иного места приводятся в сносках внизу страницы). При подготовке издания были использованы следующие переводы:



1. Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М.,* 1994.



2. Дела Невилль. Записки о Московии. М., 1996. Пер. А. С. Лавров.



3. Россия начала XVII в. Записки капитана Маржерета. М., 1982. Пер. Ю. А. Лимонов.



4. Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Мос-



. ковию. М., 1994. Пер. А. М. Ловягин (1-е изд.: М., 1906).



5. Барборо и Контарини о России. Л., 1971. Пер. Е. Ч. Скржинс-кая.



В конце книги в Приложении 1 приведены биографии иностранцев, чьи заметки и воспоминания использовались Н. В. Бочкаревым. К сожалению, не обо всех авторах удалось найти материал, о некоторых из них мы имеем крайне скудные сведения, а о других они отсутствуют совсем.



В Приложении II полностью приведена статья П. Пирлинга, посвященная римским запискам Я. Рейтенфельса (одного из авторов сборника).



Мы надеемся, что книга заставит читателя где-то улыбнуть-ся. над чем-то задуматься, в чем-то узнать себя, а порой и удивиться.



СКАЗАНИЯ ИНОСТРАНЦЕВ О РОССИИ XV—XVII вв. КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК



Е каждом народе даже при самом поверхностном взгляде на него можно подметить нечто «свое», одному лишь ему при-сущее. Его племенной и национальный облик формируется под влиянием целого ряда сложных явлений. Прежде всего на него налагает свой глубокий отпечаток природа страны, в тесной связи с которой вырабатывается его физический тип. Но то же влияние природы сказывается довольно сильно и на материальной и на духовной культуре народа. Его образ жизни, его нравы и обычаи, его умственные способности и даже религиозные верования вытекают непосредственно из того же источника. В течение многих столетий вырабатывается строй его жизни и накапливаются его физические и психические силы. Чем замкнутее живет данный народ, тем в более своеобразные и подчас причудливые формы отливается его национальный облик.



К концу XV в. на развалинах удельной старины образуется единое Московское государство, и вместе с тем окончательно вырабатывается национальный тип его населения, которое почти все целиком принадлежит к одному великорусскому племени. Государство и народ так тесно переплетаются друг с другом, что образуют одну неразрывную, органическую ткань. Широко раздвинув свои пределы, Московская Русь XV—XVII вв. должна была вести и на западной и на южной своей границе нескончаемые войны не только оборонительного, но и наступательного характера. Надо было, с одной стороны, защитить себя от степных кочевников, а с другой — довершить процесс объединения присоединением к Москвё чисто русских областей, принадлежавших в то время Польско-Литовскому государству. За родилась и еще одна заветная мечта — проникнуть к берега* какого-нибудь моря, или Черного, или Балтийского, чтобы таки* путем завязать прочные связи с торговым и и промышленный странами Западной Европы. Эта упорная, нескончаемая борь ба на два, а нередко даже и на три фронта, ставила все в ковском государстве на военную ногу. Великий князь, превратившийся с 1547 г. в боговенчанного царя-самодержца, был своего род3 военным диктатором, от воли которого зависела жизнь сМерть каждого из его подданных. А эти подданные, без разли-чия происхождения, представляли из себя громадную массу бесправного люда, прикрепленного к службе и тяглу. Одни служили мечом и копьем, являясь в то же время советниками великого государя, администраторами и судьями, другие должны были содержать служилых людей, отбывая вместе с тем государевы подати и повинности, наконец, третьи, сидевшие не на земле, а занимавшиеся торгами и промыслами, несли на своих плечах львиную долю финансовых тягостей и заведовали сбором как прямых, так и косвенных налогов. А над всей этой массой служилых, крестьян и посадских стояло черное и белое духовенство, так называемые «государевы богомольцы». Они также служили государству, стоя на страже его правоверия и обеспечивая своими молитвами его успехи в сфере внешней и внутренней политики. Вне этих сословных групп, члены которых связаны были не столько правами, сколько обязанностями, находилась значительная по своему численному составу масса частновладельческих холопов, которые не несли никаких государственных обязанностей, а целиком принадлежали своим господам как светским, так и духовным. Таким образом, население Московского государства, недавно только освободившееся от ненавистного татарского ига, не избавилось от своего приниженного рабского положения. Воля великого государя для всех была законом, а его отношение к подданным как нельзя лучше характеризуется следующими словами Ивана Грозного: «Жаловать мы своих холопов вольны, да и казнить их вольны же».

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru