Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Непостижимая Чечня - Страница 1 История России

Владимир Дегоев

Непостижимая Чечня: Шеих-Мансур и его время

(XVIII век)

Модест Колеров

Москва, 2013

ББК 63.3 (2 Рос. Чеч) 5 УДК 94(470.66l)(091)"17" Д 26

Selecta

Серия гуманитарных исследований под редакцией М. А. Колерова

Владимир Дегоев

Д 26 Непостижимая Чечня: Шейх-Мансур и его время (XVIII век). М.:

Издатель Модест Колеров, 2013. 256 с. (SELECTA. XVII)

Кавказская старина хранит много тайн. Какие-то из них — с особым усердием. Яркое подтверждение тому — Шейх-Мансур, едва ли не самый загадочный персонаж горской истории XVIII века. «Пророк, явившийся с небес» — в таком образе представал он перед своими современниками, гипнотизируя одних, восхищая других, озадачивая третьих.

Не чураются этой вольной метафоры и серьезные исследователи, как бы признавая, что мрак неизвестности вокруг личности и деяний Шейх-Мансура так до конца и не рассеян.

Автор этой книги был бы рад приоткрыть покров таинственности, если бы существовали надежные источники, предоставляющие такую возможность. Но поскольку их нет, мы предпочли другой путь — расширить познавательные горизонты этой темы с помощью изменения ракурса взгляда на хорошо знакомые историкам документы и факты, которые заслуживают более основательного и беспристрастного допроса.

ББК 63.3 (2 Рос. Чеч) 5 УДК 94(470.661) (09Г)»17»

ISBN 978-5-905040-08-5  © Текст - Владимир Дегоев, 2013

О Составление серии. Модест Колеров, 2013

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Автор этой книги считает нелишним начать ее с откровенного признания. У него, как всегда, нет ни малейшего желания спорить с кем-либо и настаивать на оптической точности своего взгляда на предмет исследования. Тем более, когда речь идет об исторической фигуре, едва различимой на более чем двухвековом расстоянии, в плотном тумане мифов и легенд, образовавшемся от резкого перепада между высокой температурой наших идеологических страстей и низкой температурой наших крайне скудных позитивных знаний.

Книгами о людях, подобных Шейх-Мансуру, как их ни напиши, не угодишь никому. Его поклонники похвалят автора именно за то, что до глубины души возмутит хулителей героя, и наоборот. Но, к счастью или к несчастью, миссия историка (по крайней мере, в идеале) состоит не в угождении, а в искусстве научиться самому и научить других видеть и оценивать прошлое, максимально отрешившись, как бы трудно это ни было, от своих и чужих страстей. Ну, а на худой конец, — в умении оставить всех при их неколебимых убеждениях, лишив, однако, желания воевать за них.

Мы далеки от намерения полемизировать как с теми, кто полагает, что история Северного Кавказа бедна именами собственными, достойными славы и права на долгую память потомков, так и с теми, для кого она является пантеоном великих, богоподобных, безгрешных героев. Нет нужды разубеждать исследователей, которые пытаются исправить «несправедливость» истории, оставившей многих персонажей народных преданий, боровшихся за «свободу и независимость» против «колониально-захватнических» устремлений России, под спудом тьмы и безвестности.

Однако какими бы мифотворческими ни выглядели попытки искусственно увеличить естественный исторический масштаб той или иной личности или события, к которому она причастна, в них есть и своеобразное конструктивное начало. Нынешние баснописцы от истории, предпочитающие научным методам исследования сказительские приемы, невольно заставляют задуматься, по крайней мере, над одним вопросом: а не в том ли и заключается, в конечном счете, высшая справедливость, что о каждом своем персонаже история оставляет ровно такое количество документального материала, которое он заслуживает?

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru