Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

О любви к Отечеству и народной гордости - Страница 9 История России

Реакция Александра I оказалась неожиданно холодной. Император в тот момент был не готов воспринимать идеи будущего интимного собеседника и советника и не ждал умной и откровенной критики своих реформаторских начинаний. Критика во многом была направлено против него лично, а не только М. М. Сперанского. Этот эпизод нашел свое отражение в откровенных свидетельствах ряда мемуаристов38. Карамзин, таким образом, сильно рисковал.

«Записка» Карамзина делится на три части. В первой содержится краткий очерк истории России с древнейших времен до 1801 года. Во второй части содержится критика либеральных преобразований Александра I, в третьей - рекомендации по выходу из кризиса.

Карамзин исходил из общего принципиального положения, что «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее». С этой целью им анализируется русское историческое прошлое, чтобы осветить настоящее и найти в прошлом идеал будущего, которым было для Карамзина самодержавие: «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Ослабление его привело к раздробленности, ослаблению государства и к татарскому игу. «Вече», носители «духа вольности», оценивались «республиканцем в душе» предельно сдержанно: «Сии республиканские учреждения не мешали Олегу, Владимиру, Ярославу самодержавно повелевать Россиею: слава дел, великодушие и многочисленность дружин воинских, им преданных, обуздывали народную буйность».

Московский период Карамзин оценивал чрезвычайно высоко, поскольку именно Москва возродила принцип единовластия: «Да будет честь и слава Москве! В ее стенах родилась, созрела мысль восстановить единовластие в истерзанной России, и хитрый Иоанн Калита, заслужив имя Собирателя земли Русской, есть первоначальник ее славного воскресения, беспримерного в летописях мира. Надлежало, чтобы его преемники в течение века следовали одной системе с удивительным постоянством и твердостию, системе наилучшей по всем обстоятельствам и которая состояла в том, чтобы употребить самих ханов в орудие нашей свободы». Карамзин отмечал сдержанность Москвы во внешней политике, ориентацию на национальные интересы, изоляционизм по отношению к европейской политике: «Имея целию одно благоденствие народа, они воевали только по необходимости, всегда готовые к миру; уклонялись от всякого участия в делах Европы, более приятного для суетности монархов, нежели полезного для государства, и, восстановив Россию в умеренном, так сказать, величии, не алкали завоеваний неверных или опасных, желая сохранить, а не приобретать».

С установлением самодержавия Московское царство окрепло. Это была для русского народа эпоха установления независимости и безопасности: «Внутри самодержавие укоренилось: никто, кроме государя, не мог ни судить, ни жаловать, - всякая власть была излиянием воли монаршей. Жизнь, имение зависели от произвола царей, и знаменитейшее в России титло уже было не княжеское, не боярское, но титло слуги царева. Народ, избавленный князьями московскими от бедствий внутреннего междоусобия и внешнего ига, не жалел о своих древних вечах и сановниках, которые умеряли власть государеву; довольный действием, не спорил о правах».

В «Записке» Карамзин изложил цельную, оригинальную и весьма сложную по своему теоретическому содержанию концепцию самодержавия как особого, самобытно-русского типа власти, тесно связанной с Православием и Православной Церковью. Современные историки, работающие на стыке истории и политологии, чрезвычайно высоко оценивают карамзинское сочинение как «произведение, которое каждому русскому, особенно собирающемуся во власть, следует знать назубок. Государственные деятели и политики Запада проходят свой «ликбез», изучая «Государя» Макиавелли. Нашим было бы крайне полезно обратиться к «Записке». Это - и «автореферат «Истории государства Российского» (можно прикоснуться к карамзинскому мифу), и наставление власти, как ей «обустраивать» (а не разрушать) Россию»39.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.