Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки феодальной России. Выпуск 11 - Страница 1

Очерки феодальной России. Выпуск 11 - Страница 1

КАБИНЕТ СЛАВЯНО-ГРЕЧЕСКОЙ АРХЕОГРАФИИ



ОЧЕРКИ



ФЕОДАЛЬНОЙ



РОССИИ


Очерки феодальной России. Выпуск 11 - Страница 1

Альянс-Архео Москва—С.-Петербург 9ПП7



Биьлиоте



Очерки феодальной России. Вып. 11 / Ред. С. Н. Кистерев. — М.; СПб.: Альянс-Архео, 2007. — 544 с., пер.



ГеВЫ 978-5-98874-016-2



Предметом изучения в трудах, печатаемых в выпусках Очерков, являются общие проблемы и частные вопросы истории России того хронологического периода, который характеризуется существованием на ее территории феодального общества, начиная со времени его формирования и до начала XVIII века, когда начавшийся в предыдущем столетии новый период отечественной истории ознаменовался глобальными изменениями во всей общественной жизни страны.



Экономика и политика, материальная и духовная культура, общественная мысль и внешние связи, включая как межгосударственные, так и межэтнические контакты означенного хронологического периода, — предмет рассмотрения в статьях, помещаемых в Очерках.



© С. Н. Кистерев, 2007 © Альянс-Архео, 2007



ISBN 978-5-98874-016-2



А. Ю. Карпов



ДРЕВНЕЙШИЕ РУССКИЕ СОЧИНЕНИЯ О СВ. КЛИМЕНТЕ РИМСКОМ



Культ св. Климента, четвертого папы римского, сосланного, по преданию, императором Траяном в город Херсонес в Крыму и принявшего там мученическую смерть ок. 101 г., получил исключительное распространение в древней Руси. Мощи святого ок. 989 г. были перенесены князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси, из Херсо-неса в Киев и впоследствии положены в киевской Десятинной церкви Пресвятой Богородицы. На два с половиной столетия, до разорения Киева татаро-монголами и разрушения Десятинной церкви в 1240 г., они стали едва ли не главной христианской святыней Киева и всей Русской земли.



Ярким свидетельством особого почитания св. Климента являются древнейшие русские сочинения о святом, составленные в XI—XII вв., — «Чудо св. Климента, папы римского, о отрочати», известное в списках



XIV—XVII вв., и так называемое «Слово на обновление Десятинной церкви», дошедшее до нас в копии XIX в., выполненной для М. А. Оболенского с принадлежавшего ему рукописного сборника XVI в. (местонахождение последнего до сих пор остается неизвестным). Авторы обоих сочинений именуют св. Климента «присным заступником» Русской земли, которая оказывается под особым его покровительством — как прежде покровительство св. Климента простиралось на Рим и Херсонес.



Названные сочинения до сих пор относятся к числу малоизученных. Достаточно сказать, что они даже не учтены в широко известном и пользующемся заслуженным авторитетом современном «Словаре



© А. Ю. Карпов



Книжников и книжности Древней Руси».1 Между тем эти сочинения сыграли без преувеличения выдающуюся роль в становлении древнерусской общественной мысли, отразив важнейший (возможно, даже начальный) этап в развитии «русской идеи» — обосновании особого места Руси в христианском мире как носительницы древнейшей христианской традиции, восходящей к апостольским временам. В какой-то мере древнейшие русские памятники «Климентовского цикла» предвосхитили знаменитую впоследствии идею Руси как «третьего Рима» — но не по схеме: «Рим — Константинополь — Москва», а по иному пути, очерченному св. Климентом: «Рим — Херсонес (Кор-су нь) — Киев».



Этим двум памятникам, прежде всего, и посвящена настоящая работа. Их полноценное текстологическое изучение в связи со всем комплексом агиографических сочинений о святом стало возможным только в 1992 г., когда мне удалось опубликовать ранее неизвестный полный (или, точнее, почти полный) текст так называемого «Слова на обновление Десятинной церкви» по копии XIX в., выполненной для М. А. Оболенского (ранее текст был известен только по публикации М. А. Оболенским его заключительной части — русской похвалы св. Клименту).2 Это позволило не только сделать определенные выводы о соотношении обоих памятников (которые, как выясняется, представляют собой две редакции одного сочинения), но и «вписать» их в контекст общественной мысли древней Руси XI—XII вв., соотнести с другими значимыми русскими сочинениями того времени, по-своему обосновывающими место Руси в семье христианских народов.



Исследование, посвященное культу св. Климента в древней Руси и памятникам «Климентовского цикла», было завершено мною, в основном, еще в 1998 г.3 Впоследствии оно, естественно, дорабатывалось и дополнялось. Настоящая статья представляет собой основную часть этого исследования, включающую в себя общий обзор памятников «Климентовского цикла», бытовавших в древнерусской книжности, а также анализ двух названных древнейших оригинальных русских сочинений.



* * *



Сочинения, посвященные св. Клименту Римскому, стали проникать в древнюю Русь в первые же десятилетия после Крещения. Во всяком случае, древнейшая сохранившаяся русская служебная Минея 1097 г. включает в себя Службу «св. Климента, папы Римского, и св. Петра, епископа Александрийского, и св. мученицы Катерины», читающуюся под 25 ноября — днем памяти всем названным святым в Восточной церкви.4 Почитался на Руси и другой день памяти св. Климента Римского — 30 января — день перенесения его мощей «от глубины моря» в Корсунь (Херсонес) первоучителем славян св. Константином (Кириллом) Философом. Этот день, в частности, отмечен в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056—1057 гг., а также в ряде других древнерусских месяцесловов XI—XIV вв.5 Студийский устав, принятый в киевском Печерском монастыре во второй половине XI в. и распространившийся затем на другие русские обители, предписывал иметь в монастырях и Житие св. Климента. Правда, его память не была выделена в Уставе особо: имя св. Климента названо здесь вместе с именем александрийского епископа Петра и притом вслед за ним: «Мучение Петра Александрийского и Климента Римского»6. Как видим, для Греческой церкви св. Климент был, если так можно выразиться, рядовым, ничем не примечательным мучеником. Совсем не то видим мы на Руси, где культ св. Климента получил особую актуальность и совершенно исключительное значение.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru