Добро пожаловать!
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Очерки феодальной России. Выпуск 11 - Страница 2

Несколько эпизодов в истории культа святого прочно связали его с христианским миром древней Руси. Прежде всего, Климент принял мученическую смерть в Херсонесе (точнее, в море близ Херсо-неса), а его мощи первоначально были погребены на одном из затопляемых морем островков — «в глубине моря», по выражению агиографа7. Иными словами, жизнь святого оборвалась в городе, не просто географически близком к Руси, но сыгравшем исключительную роль в ее христианизации. Как известно, согласно «Повести временных лет» и многочисленным редакциям Жития св. Владимира, крещение киевского князя произошло именно в Херсонесе (Корсу-ни) вскоре после взятия города русскими войсками. И хотя летописная версия крещения Руси справедливо ставится исследователями под сомнение, все же значение Херсонеса в приобщении Руси к христианству трудно переоценить. Именно во время многомесячной осады города в 988—989 гг., по-видимому, окончательно произошел перелом в пользу христианства в сознании князя Владимира Святославича; именно в Корсуни произошло бракосочетание Владимира и византийской принцессы Анны, что символизировало вхождение русского князя в семью христианских правителей Европы; именно в Корсуни приняли крещение члены княжеской дружины; наконец, именно из Корсуни были вывезены христианские (и не только христианские) святыни, а также — что особенно важно — и те священнослужители, которые собственно и крестили киевлян и жителей ряда других русских городов.8

По свидетельству греческого Мучения св. Климента, ежегодно в день празднования его памяти — 25 ноября — на семь дней море отступало, и для верующих открывался путь к чудесной нерукотворной церкви, «от Бога уготованной», где находилась гробница святого. О почитании св. Климента в Херсонесе в начале VI в. и о ежегодном чуде отступления воды сообщает паломник диакон Феодосий.9 Греческие, латинские, а затем и славянские и русские статьи рассказывают еще об одном чуде. Однажды в день празднования святому некие благочестивые супруги оставили по забывчивости возле гробницы своего сына — море сомкнулось, казалось бы, унеся его навсегда. Каково же было изумление горожан, когда ровно через год отрока нашли целым и невредимым: святитель чудесным образом сохранял его в течение всего этого времени, давал пищу и защищал от морских чудовищ.

Впоследствии, однако, ежегодное чудо отступления воды прекратилось. Почитание св. Климента в Херсонесе ослабло и почти совсем угасло. Когда в конце 860 г. в город прибыл будущий просветитель славян Константин (в иночестве Кирилл) Философ, оказавшийся здесь в связи со своей миссией к хазарам, жители ничего не смогли рассказать ему ни о мученической кончине св. Климента, ни о местонахождении его гробницы.

Св. Константин и Мефодий сыграли исключительную роль в возрождении культа св. Климента Римского. При участии херсонесского духовенства и, по-видимому, клириков константинопольского патриаршего Софийского собора Константин организовал поиски мощей святого и 30 декабря 860 г. (по версии латинских источников)10 или 30 января 861 (по версии славянских) обрел их на одном из полузатопленных островков в море возле города. Мощи были торжественно внесены в город и положены сначала в «новозданем столпе» (городской башне) во имя Св. Климента, затем в храме Св. Созонта близ городской стены, Св. Леонтия в самом городе и, наконец, в херсонес-ском кафедральном соборе.

Обретение мощей положило начало новому этапу в почитании святого не только в Херсонесе, но и во всем христианском мире. Часть мощей Константин забрал с собой. Сначала они были увезены в Константинополь, а затем сопровождали солунских братьев во время их миссии к моравским славянам.11 Об обстоятельствах обретения мощей подробно — хотя и с некоторыми противоречиями — рассказывается в нескольких источниках: Житии св. Константина; письме его собеседника и современника римского прелата Анастасия Библиотекаря к Гаудериху, епископу Веллетрийскому; так называемой «Итальянской легенде» — переработке начала XII в. сочинения Гаудериха об обретении мощей и перенесении их в Италию; а также в известном в славянских рукописях «Слове на пренесение мощем преславнаго Климента», автором которого считается сам Константин Философ, и краткой проложной статье, повествующей о том же событии.12

Храмы в честь св. Климента строились повсюду, где проповедовали Константин и Мефодий, а затем их ученики, — в Моравии, Чехии, Болгарии, Венгрии13. Культ святого охватил весь славянский мир. Можно предполагать, что именно в это время (и при участии если не самих солунских братьев, то их ближайших учеников) были переведены на славянский язык греческие и, возможно, латинские сочинения, посвященные св. Клименту.

Впоследствии мощи св. Климента были перенесены Константином в Рим и положены в церкви, посвященной мученику. В 869 г. в этой церкви был похоронен и сам Константин Философ.

 
  • Публикация расположена в следующей рубрике:
  •  

     

    Другие материалы по теме. Литература. История Беларуси.

     

    Www.istmira.ru